Танки вайны как их достают. Восстание машин: как поднимают танки из белорусских болот

Представляем вашему вниманию одно достаточно известное видео про то, как в Прибалтике из какого-то болота тащили найденный там целым танк Т-34, взятый немцами в качестве трофея и поставленный ими на службу в танковых войсках. Танк оказался целым, то есть он не был поврежден или взорван экипажем при оставлении - его просто потеряли на марше или бросили. Он 60 лет лежал в болоте, которое весьма хорошо сохранило металл, резину и даже краску. На башне танка хорошо видны немецкие опознавательные знаки, нанесенные в военное время, дабы сами немцы по ошибке не перепутали и не уничтожили этот трофейный танк. Смотрим видео!

К началу своего производства, в июне 1940 года, это был самый совершенный танк своего времени. По своим характеристикам он превосходил любой танк мира, в том числе и лучшие танки Германии.

Этот танк обладал сильной бронёй, большой скоростью, сильным вооружением и низким силуэтом, одновременно будучи надёжным и дешёвым в производстве. И, несмотря на ограниченное число танков этого типа на восточном фронте в 1941 году, германская армия испытала настоящий шок, впервые столкнувшись с Т-34 в бою.

После захвата первых Т-34/76, немцы присвоили ему маркировку Panzerkampfwagen T-34747(r). Большое количество этих машин было захвачено германской армией и передано своим войскам для боевого использования, тогда как танков Т-34/85 Вермахту удалось раздобыть всего несколько штук. Т-34/76 были захвачены в период с 1941 по середину 1943 года, когда Германия ещё прочно стояла на Восточном фронте, тогда как Т-34/85 появились на полях сражений только зимой 1943 года, когда успех на востоке начал изменять Германии, а дивизии Вермахта были обескровлены после упорного сопротивления и удачных военных операций Красной Армии.

Первые трофейные Т-34/76 были направлены в 1-ю, 8-ю и 11-ю танковые дивизии летом 1941 года. Но там не решились их использовать в боевой обстановке, в связи с тем, что наводчики орудий в первую очередь руководствуются силуэтом танка, а не опознавательными знаками. А это могло привести к обстрелу трофейных Т-34 своей же артиллерией или другими танками. В дальнейшем, дабы не допустить таких случаев, на корпус и башню трофейных танков наносились опознавательные знаки или свастика большого размера и в большом количестве. Также, обычным делом было наносить опознавательные знаки на крышу и люки башни, чтобы лётчики Люфтваффе имели возможность опознать принадлежность танка.

Другим способом, помогающим избежать поражения трофейных Т-34 своими войсками, было использование их совместно с пехотными подразделениями. В этом случае проблема опознавания практически не стояла.

Танк Т-34/76D имел два круглых люка на башне, и был прозван немцами Микки Маусом. При открытых башенных люках он вызывал такую ассоциацию. Примерно с конца 1941 года захваченные Т-34 отправлялись на завод вРиге для ремонта и модернизации пока в 1943 году фирмы Merzedes-Benz (завод в Mrienfelde) и Wumag (завод в Goerlitz) также не стали проводить ремонт и модернизацию Т-34. Там Т-34/76 оборудовались по германскому стандарту: в частности, на башню устанавливалась командирская башенка с распашными створками, радиооборудование и ещё многие нестандартные переделки в соответствии с запросами их новых владельцев.

Более 300 Т-34/76 были поставлены "под ружьё" Вермахта. Другие же танки использовались как тягачи для артиллерии, или перевозчики амуниции и боеприпасов.

Советский танк времен Второй Мировой с немецким крестом на борту был раскопан через 62 года после того, как он завяз в озере под Йыхви (район Куртнаских озер). При этом даже спустя 62 года (немного "подкрутив гайки") удалось запустить дизельный двигатель танка!

Бульдозер Komatsu D375A-2 вытащил брошенный танк Т34/76A через 56 лет после его заточения под толстым слоем торфа.

Произошло это событие в августе 2000 года. 56 лет перед этим, летом 1944 года, в озеро Мяатас, отступающие немцы сбросили трофейный этот танк. Таким образом они спрятали "концы в воду", но следопыты нашли его и организовали подъем этого танка.

Танк Т-34 по праву считается лучшим танком второй мировой. Широкие гусеницы, толстая броня и хороший угол наклона броневых листов, литая башня, мощный дизель, хорошая скорость и манёвренность и отличное на начало войны вооружение. Помимо обычного вооружения (пушка 76,2мм и два пулемёта ДТ 7,62) танк выпускался с огнемётом вместо курсового пулемёта. Когда 76мм пушки стало не хватать для поражения новых немецких танков Т4, Т5 "Пантера" и Т6 "Тигр", а так же новых самоходок "Фердинанд" и "Хетцер", а так же с развитием немецкой противотанковой артиллерии, танк был модернизирован. Он получил 85мм пушку и более крупную башню. Также появились приятные мелкие изменения типа командирской башенки, пятиступенчатой коробки передач и т.д. На базе Т-34 собирали самоходки Су-85 и СУ-100 с орудиями в неподвижной боевой рубке и курсовым пулемётом. Немцы с первых дней войны поняли, что за танк есть у русских и серьёзно опасались его. При первой возможности трофейные тридцатьчётвёрки использовались немцами, а возможность захвата танков у гибнущих в окружениях среди болот советских армий были. Особенно актуально использование трофейных тридцатьчетвёрок стало после начала наступления Красной армии по всему фронту, когда потери панцердивизий стали ощутимо расти. Помимо советских танков на вооружении вермахта стояли трофейные французкие,американские, английские, чешские, польские и союзные финские и итальянские танки.

С февраля по сентябрь 1944 года шли тяжелые бои на узком (50 км шириной) Нарвском фронте в северо-восточной части Эстонии. Около 100,000 человек были убиты и 300,000 ранены. Во время боев летом 1944-го танк был захвачен немецкой армией. Именно по этой причине на танке были немецкие маркировки. 19 сентября 1944 года немцы начали отступать вдоль Нарвской линии фронта. Есть подозрение, что танк специально сбросили в озеро при отступлении, чтобы он опять не попал в руки Красной Армии.

История гласит, что местный мальчик, проходя по берегу озера, заметил еле заметные следы гусениц танка, ведущие в озеро. В течении 2-х месяцев он наблюдал за всплывающими пузырьками воздуха и на основании этого он решил, что на дне находится бронированная машина. Затем он рассказал эту историю главе клуба военной истории «Otsing». Вместе со своими соклубниками, Игорь Шедунов (Igor Shedunov) в 1999 году основал дайвинг-экспедицию на дно озера. На глубине 7-ми метров они обнаружили танк, находящийся под 3-мя метрами торфа.

Энтузиасты из клуба под руководством Шедунова решили вытащить танк. В сентябре 2000 года они обратились к Александру Боровковте (Aleksander Borovkovthe), менеджеру компании AS Eesti Polevkivi в Нарве, по вопросу аренды их бульдозера Komatsu D375A-2.

Операция по извлечению танка началась в 9 часов и продолжилась до 15 часов с учетом нескольких технических перерывов. Вес танка, в сочетании с углом наклона берега, требовали значительных усилий. Хотя вес снаряженного танка составлял порядка 30 тонн, бульдозер с задачей справился на отлично.

После извлечения танка на поверхность выяснилось, что это один из «трофейных танков», захваченных немецкими войсками в ходе битвы при Синимяэ, за 6 недель до его потопления. На борту танка было найдено в общей сложности 116 снарядов. Примечательно, что танк был в хорошем состоянии, без ржавчины и все системы, за исключением двигателя, были в рабочем состоянии. С учетом того, что этому танку пришлось сражаться за обе стороны, это очень редкий трофей.

Танк из болота March 28th, 2014

Русский танк, времен Второй Мировой, с немецкими маркировками был раскопан через 62 года. Это будет интересно фанатам Второй Мировой. Даже спустя 62 года (немного "подкрутив гайки") удалось запустить дизельный двигатель танка.


Бульдозер Komatsu D375A-2 вытащил брошенный танк из его гробницы в болоте возле Йыхви (Johvi), в Эстонии. Созданный в Советском союзе, танк Т34/76A покоился на дне озера 56 лет. Технические характеристики: вес - 27 тонн, максимальная скорость - 53 км/ч.

С февраля по сентябрь 1944 года шли тяжелые бои на узком (50 км шириной) Нарвском (Narva) фронте в северо-восточной части Эстонии. Около 100,000 человек были убиты и 300,000 были ранены. Во время боев летом 1944го, танк был захвачен немецкой армией. (Именно по этой причине на танке были немецкие маркировки). 19 сентября 1944 года, немецы начали отступать вдоль Нарвской линии фронта. Есть подозрение, что танк специально сбросили в озеро, чтобы спрятать его, когда похитители покинули этот район.

В это время, местный мальчик Kurtna Matasjarv, проходя по берегу озера, заметил следы гусениц танка, ведущие в озеро, но нигде не выходящие наружу. В течении 2х месяцев он наблюдал за всплывающими пузырьками воздуха. На основании этого он решил, что на дне находится бронированная машина. Несколько лет назад он рассказал эту историю главе клуба военной истории «Otsing». Вместе со своими соклубниками, Игорь Шедунов (Igor Shedunov), около года назад основал дайвинг-экспедицию на дно озера. На глубине 7ми метров они обнаружили танк, находящийся под 3мя метрами торфа.

Энтузиасты из клуба, под руководством Шедунова, решили вытащить танк. В сентябре 2000 года они обратились к Александру Боровковте (Aleksander Borovkovthe), менеджеру компании AS Eesti Polevkivi в Нарве (Narva), по вопросу аренды их бульдозера Komatsu D375A-2. (Этот бульдозер был 1995 года выпуска, и наработал 19,000 моточасов, без капитального ремонта).

Операция по извлечению танка началась в 9 часов и продолжилась до 15 часов, с учетом нескольких технических перерывов. Вес танка, в сочетании с углом наклона берега, требовали значительных усилий. D375A-2 бульдозер провернул все с силой и стилем. Вес снаряженного танка составлял порядка 30 тонн, так что сила, необходимая для его извлечения была соответствующей. Главным требованием к 68ми тонному бульдозеру было наличие достаточного собственного веса для предотвращения соскальзывания танка обратно во время движения в гору.

После извлечения танка на поверхность, выяснилось, что это один из «трофейных танков», захваченных немецкими войсками в ходе битвы при Голубых Горах (Sinimaed), за 6 недель до его потопления. На борту танка было найдено, в общей сложности, 116 снарядов. Примечательно, что танк был в хорошем состоянии, без ржавчины и все системы (за исключением двигателя) были в рабочем состоянии. Это очень редкая машина, учитывая, что ей пришлось сражаться за обе, Русскую и Немецкую, стороны. В перспективе планируется полностью восстановить танк. Он будет выставлен в музее военной истории в деревне Городенко (Gorodenko), на левом берегу реки Нарв (Narv).

Подъём танка КВ-1 на Невском пятачке

11 августа 2002 года команда аквалангистов ОТКРЫТОЕ МОРЕ совместно с поисковым отрядом МГА, обследуя фарватер Невы, обнаружила в 30 метрах от берега тяжелый танк КВ-1, который при штурме Невского Пятачка советскими войсками осенью 1941 года не смог завершить переправу и затонул, уйдя под воду с простреленного понтона. Фильм Андрея Герасименко.


Подъём со дна реки Невы танков КВ-1 (тот же что и выше) и Т-38 , обнаруженных в районе "Невского пятачка".

Поднятие танка Т-34-76 из Черного озера в Косино

Подъём танка "Sherman М4А2 (США) Черкасская область.

Тягач «Ста́линец-65»

В ходе поисковых экспедиций АНО ПК "Арьергард" был найден и поднят в деревне Белодедово Западнодвинского района Тверской области (сентябрь 2012 года), а после восстановлен и поставлен на ход в реставрационной мастерской уникальный тягач «Ста́линец-65». Уникальность данной модели заключается в наличии кабины.


Бронеколпак "краб"

В 2008 году в городе Новодружевск во дворе частного дома был обнаружен закопанный в землю пулемётный бронеколпак «Краб» немецкого производства. Со слов местных жителей во время войны в данном месте жилых домов не было, а проходила линия немецкой обороны. Рядом с раскопанным бронеколпаком был также обнаружен железобетонный немецкий бункер размером 3 х 3 метра и высотой 1,8 м. В центре бункера находится колодец с питьевой водой.


Подъем останков трофейного танка КВ-2

Подъем танка Т-34/76 Черкасская область. Затонул 07.01.1944 г. в р.Гнилой Тикич

Подъем именного советского танка Т-34-76 "Смелый"

7 мая 2009 года Поисковым Клубом "Арьергард" в деревне Малахово, Псковская область, был поднят именной советский танк Т-34-76 "Смелый". По архивам, этот танк отправился на фронт прямо с парада на Красной площади в Москве...


Подъем советского танка Т-34-76 "Снайпер"

Подъем танка времен Второй мировой войны в Новосокольническом районе, Псковской области в 2003 году. Подъем был произведен для музея в Кубинке Поисковым отрядом "Высота", руководителем которого является Андрей Забелин.


Подъем советского танка КВ-1 со дна Невы

16 ноября 2011 года из реки Нева, г. Санкт-Петербург при помощи плавкрана был поднят советский танк КВ-1. Поисковый Клуб "Арьергард" передал поднятый танк Санкт-Петербургскому Музею "Битва за Ленинград".


Подъем немецкой САУ StuG-40

В результате успешной поисковой экспедиции Поискового Клуба "Арьергард" в апреле 2002 года в Псковской области, город Великие Луки была найдена и поднята немецкая Самоходная артиллерийская установка StuG-40.


Подъем советского танка Т-34 "Доватор"

В Псковской области, Великолукском районе, в деревне Бор-Лазава, Поисковым Клубом был поднят именной советский танк Т-34 - Доватор.


Подъем советского танка Т-70

Поисковым клубом 20 сентября 2001 года в Великолукском районе, Псковской области, был поднят из болота советский танк Т-70.


Подъем танка БТ-5

ЗАО "Искатель", подъем танка БТ-5, река Нева. 2008 год


В проруби нашли советский танк, Волгоградская область

РВПОО "Наследие" Немецкий танк PzKpfw III

В 2001 году в районе х.Гуреев, Дубовского р-на, Ростовской обл., РВПОО "Наследие" г.Волгодонск, подняло и передало в дар музею Великой Отечественной войны 1941-45 гг. в г.Москве, на Поклонной горе немецкий танк.


В Беларусь нашли останки немецкого Stug-III

Василий МАТВЕЕВ, газета "Республика"



У этих парней какое-то нечеловеческое чутье на все железное и стреляющее. Танки, самолеты, пушки, бронетранспортеры, бронекатера… Такое чувство, будто не они находят технику минувших войн, а она дает тайные знаки избранным. Для них нет непроходимых мест и недосягаемых глубин. Они круглый год работают в диапазоне -30 — +30 по Цельсию и радуются, как мальчишки, когда из болота показывается башня очередного героя отгремевших сражений. Они - археологи стальной гвардии, старатели забытых временем «приисков»


В баках — бензин. В башне — шоколад

Знакомьтесь, Игорь Матюк - руководитель группы по поиску и реставрации военно-исторической техники «Эхо войн». По первому образованию - инженер-конструктор. По призванию - водолаз-экстремал. По состоянию души - генерал, собирающий остатки «железной армии» в дебрях белорусских болот. Работал за границей и поразился тому, насколько трепетно немцы относятся к своей истории

— Небольшой гражданский аэродром в Аугсбурге. Какой-то праздник. И его кульминация - посадка самолета «мессершмитт» образца 1940-х годов. Можете представить: у кромки поля этого события ожидали 60 000 зрителей! Он сел. И они гордились - видел по глазам. Летчиком. Боевой машиной. Ее исправностью и мощью. У нас же еще 10 лет назад на ходу не было ни единого танка. Ни е-ди-но-го, — сетует Игорь Владимирович

Вернулся домой. Нашел в Шклове единомышленников (инженеров-механиков Александра Микалуцкого и Владимира Якушева), и поиск начался. Подняты пыльные тома немецких, российских и белорусских архивов. Опрошены сотни местных жителей и ветеранов. Методом магнитной разведки изучены гектары лесов и полей. Есть! В июле 1998 года в болоте близ деревни Шибеки поисковые приборы «увидели» бронемашину. Как выяснилось, быстроходный танк БТ-7

— Он лежал на глубине трех метров, и было понятно: до зимы его ничем отсюда не вытащить. Топь. В ноябре, когда ударили первые морозы, мы проложили настил из бревен, залили его водой и по этой ледяной дороге смогли подогнать экскаватор. Снят верхний слой - можно нырять и крепить тросы. Первая попытка подъема - через 11 дней. Обрыв — и танк вертикально уходит в болото на 11 метров: оторвались буксирные рымы, за которые крепились тросы. Вторая удачная попытка - через 46 дней. Между ними - часы работы в акваланге в ледяной трясине и поиск мест, за которые можно зацепиться. В итоге трое человек, экскаватор, ГАЗ-66, гусеничный тягач и 57 дней, за которые мы достали танк, пролежавший в трясине 68 лет, — вспоминает Игорь Матюк. - Машина сохранилась просто идеально! В баках - бензин, в замке зажигания - ключ, в башне - пилотка, изолента и трофейный немецкий шоколад. Смотришь - и такое чувство, будто этот БТ-7 утонул вчера! Хотя на самом деле это произошло в июле 1941-го во время первого результативного контрудара Красной армии в направлении Сенно — Лепель

Танк действительно редкий. 3 июля 2004-го он открывал парад в Минске. Пусть и спустя 64 года, но дошел до победы на заводских, полностью «родных» деталях

Красные треугольники

Найти целый танк - большая редкость и удача. Из 100 наводок местных жителей 98 — пустышки. Или уже достали, или в помине не было, или старый колхозный трактор ДТ-74. Из десяти найденных бронемашин в среднем только одна в нормальном состоянии: и наши, и немецкие экипажи старались не оставлять трофеев противнику

В башнях найденных танков — быт минувшей войны. В немецких - бутылки с вином, книги, галеты, бритвы, не отправленные домой посылки, значки, настенные часы с кукушкой, фотографии, телеграммы из дома, эротические журналы и даже женские резиновые сапожки советской фабрики «Красный треугольник». В наших - только оружие, боеприпасы и курево. Кто за чем приехал&hellip

— Труднее всего отыскать и зацепить крюк бронемашины тросом. Нырять ведь приходится не в бассейн, а в болотную тину или ил: нулевая видимость плюс давление вязкой массы со всех сторон. Видели когда-нибудь муху, попавшую в мед, - аналогия полная! Работаешь на ощупь, сантиметр за сантиметром… Каждое движение, даже простой вдох, дается с трудом. Как-то раз мне пришлось сделать 268 погружений за фрагментами одного разбитого танка - можете себе представить?! - показывает фото Игорь Матюк. — Вообще, идеальный подъем - это целехонькая машина и ни одного скелета внутри. Значит, экипаж успел спастись, и люди, может быть, до сих пор живы. А бывает по-другому, и потом всю ночь снятся черепа и кости. Поэтому всякий раз мы берем с собой иконы, живые цветы и приглашаем батюшку

Гигант на дне Невы

Сегодня в активе группы более 20 подъемов в различных уголках Беларуси и России. В разное время из болот, рек и песчаных карь«пантер» и «тигров», передана мемориалу в Елабуге. Советский тяжелый танк ИС-3 отреставрирован и сейчас украшает Аллею героев в Шклове. Т-38 (t) экспонируется на Поклонной горе в Москве. Самый тяжелый советский танк минувшей войны - КВ-1 - стал первым экспонатом музея «Прорыв блокады Ленин-града». Этот подъем мы будем помнить долго, — улыбается Игорь Владимирович. - Редкую находку обнаружили в Неве на глубине 9 метров. Вес с наваренной дополнительной броней — более 50 тонн. Угол наклона береговой линии - 65 градусов, сверху - грунт, ил и груда боеприпасов. Видимо, танк затонул во время бомбежки при транспортировке через реку. Не буду долго рассказывать о подготовке… Скажу лишь, что сам подъем длился более двух суток. Зима. Мороз. Пятидесятитонную громадину вытягивали стальными тросами, натянутыми по системе полиспаста. И чем удивили всех - вытаскивали танк лебедкой старого ЗиЛ-157. Достали - и ахнули: на борту полный боекомплект. Находка уникальна: таких танков на весь бывший Союз — единицы

На спине дракона

…Мало кто знает, что знаменитый Т-34 при въезде на «Линию Сталина» — тоже дело рук шкловских поисковиков. Они перебрались сюда в 2007-м по приглашению директора фонда «Память Афгана» Александра Метлы. Теперь в их распоряжении огромный ангар, в котором кипят реставрационные работы. Но вернемся к Т-34

— За годы поисков мы нашли семь бронемашин этой модели, но ни одной целой. Танк, который вы видите на постаменте, собран из них. Получился обобщенный образ победителя: стремительный, быстрый, освобождавший Минск и всю Беларусь. По совокупности боевых характеристик он признан лучшим в той войне, — рассказывает Игорь Матюк. - Если присмотритесь, увидите в башне пробоину от прямого попадания снаряда. Умышленно не стали ее заделывать в память об экипаже, погибшем в одной из танковых дуэлей 1944-го

Отъезжаем от монумента с километр и упираемся в заградительное поле из «ежей». Рядом - Дорога войны: воссозданный фронтовой большак лета 1941 года. Подбитый армейский грузовик. Фрагмент фюзеляжа истребителя. Мотоцикл. И искореженные взрывами остатки советских танков, бронемашин… Разорванная гусеница от «тридцатьчетверки» выглядит, как выгнутая спина дракона. Колеса бронемашин - как щиты поверженных воинов. Здесь война не отлакирована и не отретуширована. Видно сразу: в этих танках горели, совершали подвиги и умирали. Заграждений нет - ходи, смотри, думай

— Мы хотим оживить историю. Поднять ее со дна болот, очистить и вдохнуть жизнь в обездвиженный металл. Зачем? Мою маму та война оставила круглой сиротой. Дед погиб на фронте… И таких историй в Беларуси тысячи, — отводит взгляд Игорь Матюк. — Мы обязаны сохранить для детей ту технику, на которой отцы и деды остановили немецких конкистадоров. Когда сижу за рычагами заведенного танка или разгоняю его в открытом поле, хорошо представляю, как это было тогда. Меня обжигает гордость за них, победителей, и я невольно вспоминаю тех немцев, которые завороженно смотрели на полет своего «мессера». Там, на небольшом аэродромчике в Аугсбурге

Это факт

В начале лета неутомимые поисковики фонда «Память Афгана» собираются поднять боевой истребитель в одной из деревень Гомельской области. А 3 июля их знаменитый БТ-7 участвует в юбилейном параде в честь освобождения Беларуси

Кстати

Игорь Матюк был специально приглашен в Кармадонское ущелье на поиски Сергея БОДРОВА и его съемочной группы. Позже за проявленное мужество президент Северной Осетии присвоил ему звание почетного гражданина страны

Фоторепортаж

Танк БТ-7, поднятый группой Игоря Матюка, - единственная в Беларуси бронемашина времен Второй мировой на ходу. И в идеальном состоянии. Сейчас он экспонируется на «Линии Сталина». Кроме того, там же становлен знаменитый советский танк Т-34, который шкловские поисковики собрали из фрагментов семи машин данной серии. И наконец, во многом из их находок составлена Дорога войны - воссозданный фронтовой большак лета 1941 года.