Описание профессиональной деятельности учителя логопеда. Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации фгос

Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Личность логопеда

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.

Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:

гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.

Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.

Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе).

Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживания с ними. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно - механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний.

Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.

Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача - невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.

Соблюдение правил педагогической деонтологии имеет первостепенное значение в повышении эффективности коррекционной логопедической работы.

Описание

результатов профессиональной педагогической деятельности

в соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения
учителя-логопеда

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа №5»

г. Минусинска Красноярского края

Ларькиной Оксаны Александровны

Коррекционно-развивающая деятельность

Свою работу, как учитель-логопед, выстраиваю в соответствии с целями и задачами образовательной программы школы. Образовательная деятельность школы направлена на достижение учащимися школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель моей педагогической деятельности: повышение качества образования учащихся младших классов, имеющих проблемы в речевом развитии, через организацию целенаправленной и своевременной логопедической помощи.

Главные задачи , которые ставлю перед собой, следующие:

Выявить учащихся с нарушениями устной и письменной речи;

Сформировать группы коррекции;

Организовать систему взаимодействия с родителями и педагогическим персоналом;

Разработать и реализовать комплекс упражнений и игр для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.

Для решения поставленных задач использую следующее:

подбираю и провожу диагностику, использую её результаты на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях; принимаю участие в родительских собраниях, провожу беседы, и индивидуальное консультирование.

Коррекционно-логопедическую работу строю с учетом образовательных потребностей, индивидуальных и воз-растных особенностей учащихся, которые определяются в ре-зультате комплексного обследования, проводимого в первой поло-вине сентября. Результаты заношу в речевую карту установ-ленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, разде-лить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности рече-вого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

С сентября 2014 года целенаправленно работаю над методической темой «Формирование фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня», так как считаю, что звуковая культура речи развивается на основе хорошо развитого фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков. Благодаря фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка.

Недоразвитие фонематического восприятия приводит к дефектам звукопроизношения. Чаще отмечается нарушение дифференциации на слух одной или нескольких фонетических групп при относительно сохранной способности к различению остальных звуков.

В дальнейшем отклонения в развитии фонематических операций могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением (к дисграфии, дислексии).

Преодоление фонематического недоразвития является одним из основных направлений моей работы в процессе коррекции различных нарушений речи, как устной, так и письменной формы речи.

Определение степени фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Проведённый анализ результатов обследования показал, что в среднем 50% детей имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов.

Таким образом, были определены следующие направления:

1.Усовершенствование системы коррекционной работы по развитию фонематической стороны речи.

2. Вовлечение в коррекционный процесс специалистов, педагогов, родителей.

В связи с этим разработала систему коррекционной работы по развитию фонематических процессов. В своей работе применяю блочную систему коррекционной работы, основанную на наиболее часто смешиваемых оппозиционных звуках.

Блоки:

аффрикаты и звуки, входящие в их состав (ц-с,ч-т,ч-щ);

2) звонкие и глухие, особенно смычные (д-т,б-п,г-к)

3) свистящие (з-с)

4) шипящие (ж-ш)

5) твёрдые и мягкие

6) свистящие и шипящие (с-ш,з-ж,ц-ч)

Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;

этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие кинестетических ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове.

4. Определение места звука в слове: в начале, середине, конце.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Дифференциация звуков проводится в той же последовательности. Что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа - различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Наиболее оптимальными для достижения положительных результатов на мой взгляд являются дидактические игры, позволяющие в наглядной и доступной форме зрительно представить абстрактные понятия - звуки. Для обозначения звуков использую звуковое кодирование.

Разработала комплекс дидактических игр «Косынка».

«Косынка 1». Задача: тренировать в определении позиции звука в слове.

«Косынка 2». Задача: тренировать в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости.

«Косынка 3». Задача: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости.

К преимуществам использования данных игр относятся:

Доступность;

Многофункциональность (помимо основной задачи развиваются пространственная ориентировка, внимание, моторика, зрительно-двигательная координация, включаются в предметно-практическую деятельность мыслительные операции);

Присутствие сразу нескольких анализаторов (слухового, зрительного и двигательного), позволяющих лучше усваивать учебный материал;

Возможность быстрее оценивать результат выполнения задания каждым ребёнком;

Овладение детьми навыками самоконтроля и самооценки;

Включение игры как в групповые, так и индивидуальные занятия при работе с различными звуками.

При исследовании уровня сформированности фонематического восприятия использую методику Т.А. Фотековой для оценки состояния фонематического восприятия.

По результатом коррекционной работы, были определены следующие уровни развития фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня.

Низкий уровень. К нему были отнесены дети, которые неточно воспроизводили оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками, не различали слова, близкие по звуковому составу. Дети не владеют навыками элементарного звукового анализа.

Средний уровень. К нему отнесены те дети, которыми большинство слоговых пар воспроизведено, верно, допущены незначительные ошибки при различении слов, близких по звуковому составу.

Высокий уровень. К нему отнесены дети, которые справлялись с заданиями.

2014-2015 учебный год (1 класс), количество детей 9-100%

2015-2016 учебный год (2 класс), количество детей 9-100%

2015-2016 учебный год (1 класс), количество детей 16-100%

N
n/n

Уровни развития ФВ

2014-2015 уч.г. (1 класс)

2015-2016 уч.г. (2 класс)

2015-2016 уч.г. (1 класс)

Начало
года

Конец
года

Начало года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

Низкий уровень развития ФВ

100%

44,4%

44,4%

100%

25%

Средний уровень развития ФВ

55,5%

55,5%

77,7%

75%

Высокий уровень развития ФВ

22,2%

К концу 2015-2016 учебного года улучшилось состояние звукопроизношения детей. Большинство звуков были поставлены и введены в речь, некоторые звуки находились на стадии автоматизации. Выполняя задания, дети перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, так же хорошо стали воспроизводить слоговые цепочки.

Результаты на данный момент свидетельствуют в целом об эффективности коррекционного воздействия развития фонематического восприятия у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня. Достичь этих результатов мне помогло использование современных коррекционно-развивающих технологий. Основными из них являются технология организации логопедического обследования, компьютерные технологии, игровые технологии и технология мануального воздействия.

Деятельность учителя в области профессионального развития

В 2009 году окончила «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика», квалификация учитель-логопед, учитель олигофренопедагог.

Становление специалиста в любой области профессионального разви­тия обнаруживает ряд общих черт, закономерностей и сходных этапов. В работах отечественных педагогов и пси­хологов проводится анализ профес­сиональной деятельности учителя, его личности, педагогиче­ского обще­ния, раскрыва­ются пути совершенствования педагогического мастерства (Ю.К. Ба­банский, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).

Становление профессионализма опирается на общее психическое раз­ви­тие, создающее своего рода фонд потенциальных возможностей чело­века для выполнения того или иного вида деятельности. Так, в раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способ­ности – способности к по­знанию, мышлению, общению, начальным формам труда. Затем эти способ­ности «специализируются» – человек обнаруживает у себя склонности и большую ус­пешность в конкретных видах труда (гума­нитарные, техниче­ские, художественные склонности и т. д.). Позднее, в юношеском возрасте, начинают складываться общие профессиональные спо­собности, а по мере работы человека в рамках узкой сферы человече­ской практики оттачива­ются профессиональные способности.

Прежде чем конкретизировать эти способности применительно к про­фессиональной дея­тельности учителя-логопеда, необходимо отметить, что становление специалиста в области коррекционной педагогики (лого­педии) тесно связано с развитием его личности. Такие черты лич­ности че­ловека, как ответственность, гибкость, оперативность, творческий подход, адекватная само­оценка и другие могут оказывать позитивное влияние на вы­бор профес­сии, ход профессиональ­ной адаптации, выбор стратегии и тактики осуществ­ления деятельности, установление профес­сио­нальных притязаний. Некото­рые особенности личности могут препят­ствовать ста­новлению про­фессио-нализма, например, недостаточное разви­тие общих способностей, не­га­тив­ные акцен­туации характера, неразвитость эмоционально-волевой и мо­тива­ционной сфер и др.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном про­странстве, ее основными «плоскостями» выступают лич­ность, деятельность и общение , по­этому становление профессионализма учителя-логопеда напрямую зависит от новообразова­ний, которые имеют ме­сто в каждой из этих сфер. Рассмотрим их подробнее.

Сто­роны профес­сио­на­лизма Признаки профессионализма Признаки непрофессиона­лизма
Про­фес­сио­наль­ная дея­тель­ность Понимание предназначения про­фес­сии учителя-лого­педа, ее соци­альной зна­чимо­сти Непонимание социальной значи­мо­сти, предназначе­ния про­фес­сии учителя-лого­педа
Овладение правовыми и де­онто­логи­че­скими нормами про­фес­сио­нальной дея­тельно­сти Нарушение правовых и де­он­толо­ги­че­ских нормативов профес­сии
Овладение компонентами педа­гоги­че­ской техники и мас­терства Недостаточное владение компо­нен­тами педагогической техники и мас­терства
Адекватное использование лого­педи­че­ских технологий, дос­ти­же-ние вы­соких и стабильных резуль-та­тов ло­гопедической коррекции Низкая эффективность про­фессио­наль­ной деятельно­сти, не­выпол­не­ние про­фессио­нальных функций
Творческие дейст­вия в профес­сиональной среде, осознание ин­дивидуаль­ной от­ветст­вен­но­сти за резуль­таты деятельности Пассивность и несамостоя­тель­ность в работе, отсутствие осозна­ния ин­ди­виду­альной от­вет­ствен­ности за ре­зультаты деятель­но­сти
Устойчивость к профессио­наль­ным пе­регрузкам, отсутст­вие ус­талости, сим­птомов «эмо­цио­нального сгора­ния» Высокая психологическая цена ре­зуль­тата, постоянное пе­реутомле­ние, уста­лость, апатия
Про­фес­сио­наль­ное об­ще­ние Отнесение себя к профес­сио­наль­ной общности Отсутствие представления о себе в профессии
Овладение нормами и куль­турой пе­да­гогического общения и этики, комму­никативной куль­ту­рой Нарушение этических норм про­фес­сии, недостаточное вла­де­ние ком­му­никатив­ной куль­турой
Доброжелательность, эмпатич­ность про­фессио­нальной по­зи­ции, ком­му­ника­бельность Некомпетентность профес­сио­наль­ной коммуникации, не­умение слу­шать и по­нимать со­беседников
Готовность к изменениям, откры­тость для духовного взаи­мообо­гаще­ния, ана­лиз эф­фек­тивности собственного ком­муни­кативного поведе­ния Косность, консерватизм, за­кры­тость в общении, низкий уро­вень знания осо­бенностей своего ком­муникатив­ного по­тенциала
Конкурентоспособность, умение вы­звать в социуме ин­те­рес к ре­зульта­там своей про­фес­сиональ­ной дея­тельности Отсутствие интереса к ре­зульта­там труда и ответствен­ности за профес­сио­нальные ре­шения и дей­ствия
Про­фес­сио­наль­ная личность Устойчивая профессио­наль­ная мо­ти­ва­ция, интерес к про­фессии, продуманное по­ведение Неустойчивая или низкая профес­сио­нальная мотивация, спонтан­ное про­фес­сиональное по­ведение
Наличие позитивной Я-кон­цеп­ции, аде­кватной само­оценки Заниженная или завышен­ная само­оценка, низкий уровень про­фес­сио­наль­ных притязаний
Гибкость, вариативность мыш­ле­ния и речи, стремление к твор­че­ству Стереотипность в работе, противо­дей­ствие инновациям, ри­гидность, слабая изменяе­мость
Осознанное духовное обо­гаще­ние, из­менение себя сред­ствами про­фес­сии Профессионально-личност­ные ак­цен­туации и деформации лично­сти
Обогащение профессии средст­вами сво­его творчества Остановка в профессио­наль­ном росте, имитация ком­петентно­сти
Принятие себя как профес­сио­нала, стремление к мастер­ству Пассивность, спонтан­ность уча­стия в профессио­нальной жизни
Преобладание эмоцио­нально-по­ло­жи­тельного отноше­ния к про­фес­сии, удов­летворен­ность ею Преобладание отрицатель­ного эмо­цио­нального настроя, не­удов­летво­ренность, негати­визм
Опора на прошлый профес­сио­наль­ный опыт, преемствен­ность в работе Действия без учета преж­него опыта, в том числе и негативного, «топта­ние на месте»
Непрерывное профессио­нальное са­мообразование, высокая про­фес­сио­нальная обу­чаемость Устаревающий багаж про­фессио­нальных знаний, низкая профес­сио­нальная обучаемость

Уровень профессионализма учителя-логопеда определяется степе­нью це­лостности, сис­темности всех этих признаков, развитие которых про­исхо­дит не одновременно и не одномоментно. Этот процесс растянут на годы, и ос­новные его показатели относятся к послевузовскому пе­риоду, ко­гда чело­век непосредственно приступает к выполнению профессиональной дея­тель­ности.

Модель профессионализма современного учителя-логопеда, на наш взгляд,может быть представлена в следующем виде:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ Методологическая компетентность (понимание теоретических ос­нов профессии, целостное видение коррекционно-образователь­ных процессов и тенденций). Инструментальная компетентность (владение дифференциро­ван­ными логопедическими технологиями, методами и средствами профи­лактики, кор­рекции и устранения речевых нарушений у де­тей, подрост­ков и взрослых). Интегральная компетентность (умение сочетать теорию и прак­тику ло­гопедии). Коммуникативная компетентность (умение осуществлять компе­тентное и продуктивное педагогическое общение). Адаптивная компетентность (способность адаптироваться к изме­няю­щимся условиям).
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА Гуманистическая направленность и человеколюбие. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность. Увлеченность профессией, трудолюбие; терпение. Целеустремленность, выдержка и самообладание. Социальная активность, решительность, настойчивость. Развитое самосознание и адекватная самооценка. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА Профессиональное призвание. Профессиональное мышление. Этика, такт, общая и коммуникативная культура. Потребность в самосовершенствовании.
СПОСОБНОСТИ: педагогические, речевые, коммуникативные, организаторские, творче­ские.

Если рассматривать более подробно компоненты представленной мо­дели, то можно отме­тить, что основу профессиональной компетентности учителя-логопеда составляют:

¨ использование правовых методов и этических норм, принци­пов де­он­тологии в организации процесса коррекционно-педагогического взаимо­дей­ствия с лицами, страдающими наруше­ниями речи;

¨ владение речевой и коммуникативной культурой, вербальными и не­вербальными средст­вами педагогического общения;

¨ владение методами психолого-педагогического и логопедиче­ского об­следования, диффе­ренциальной диагностики детей и подростков с от­клоне­ниями в речевом развитии; консуль­тирования родителей и педаго­гов по про­блемам обучения, развития, жизненного и профес­сионального само­опреде­ления детей и подростков с нарушениями речи;

¨ умелое и творческое применение дифференцированных лого­пе­диче­ских технологий, мето­дов и средств профилактики, коррекции и устра­не­ния речевых нарушений у детей, подрост­ков и взрослых;

¨ владение методами воспитания и обучения, формирования ос­новных видов деятельности у детей с речевой патологией;

¨ владение современными компьютерными технологиями по­иска и обра­ботки информации, ведения логопедической документации, осущест­в­ления логопедической коррекции;

¨ стремление к профессиональному совершенствованию.

Среди качеств личности учителя-логопеда, необходимых для успеш­ной реализации про­фессиональных задач, следует выделить: гуманистиче­скую направленность, социальную и нравственную зрелость, увлеченность про­фессией, самообладание, тактичность, искренность, находчивость, наблюда­тель­ность, способность к эмоциональному воздействию, чувство юмора и др.

К организаторским качествам учителя-логопеда относятся следую­щие: организованность, инициа­тивность, самостоятельность, ответствен­ность, мо­биль­ность и адек­ватность при принятии и реализации решений в профессио­нальной деятель­ности, умение организовать игровую и познавательную дея­тельность детей и подростков с нарушениями речи, умение координи­ровать усилия специали­стов при осуществлении комплексной коррекции нарушений речи у детей и взрослых и др.

К коммуникативным умениям учителя-логопеда следует отнести сле­дующие базовые умения как синтез общепсихологических, социально-пси­хологических и специально-профес­сиональных качеств личности:

1. Умения межличностной коммуникации: интерес к людям и к работе с ними; наличие потребности и умения общаться; умение адекватно поль­зо­ваться вербальными и невербаль­ными средствами общения; умение ор­гани­зовывать и поддерживать диалог; умение использо­вать в общении нормы ре­чевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуа­цией; умение активно слушать и др.

2. Перцептивные умения (восприятия и понимания друг друга): уме­ние быстро и пра­вильно ориентироваться в коммуникативной ситуации, в ме­няющихся условиях общения; уме­ние управлять своим восприятием; умение понимать эмоциональное состояние, оценивать и прогнозировать эмоцио­нально-психологи­ческие реак­ции партнеров по общению; умение понять внутреннее состояние, особенности личности ребенка или подростка с нару­ше­нием речи.

3. Умения межличностного взаимодействия: умение занимать адек­ват­ную ролевую по­зицию; умение воздействовать на уровне диалога, по­лилога, межгруппового диалога и т. д.; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение строить конструктивные взаимоотно­шения с детьми, коллегами, родителями, администрацией; умение конст­руктивно разрешать конфликты и др.

Педагогическое мастерство учителя-логопеда складывается, по на­шему мнению, из сле­дующих взаимосвязанных компонентов:

1) высокая общая и нравственно-эстетическая культура;

2) обладание способностями к педагогической деятельности (педаго­ги­ческий гуманизм, выражающийся в доверии и уважении к детям, уве­ренно­сти в их способностях и возможностях; коммуникабельность; эмпа­тия; педа­гогическая интуиция; эмоциональная устойчивость и др.);

3) обладание личностными качествами педагога (направленность и воз­можности лично­сти, стиль поведения, убежденность и само­критич­ность, ис­кренность и способность вла­деть со­бой, целеустремленность, гибкость и др.);

4) профессиональная эрудиция и компетентность, т. е. владение лого­пе­дическими техно­логиями, адекватное и творческое их применение в практи­ческой деятельности;

5) безукоризненное владение техникой речи, включая механизмы ды­ха­ния, голосообразо­вания, артикулирования;

6) профессиональное владение лингвистическими, паралингвистиче­скими, невербаль­ными средствами педагогического общения;

7) коммуникативная культура;

8) стремление к совершенствованию своей профессиональной компе­тентности.

Общение с людьми – это всегда творчество, и, как любым творчест­вом, овладеть им сложно. Овладеть основами профессиональной коммуникатив­ной культурой можно двумя путями: изучая и осваивая природу, струк­туру и за­коны процесса общения; овладевая процедурой и технологией пе­дагогиче­ской коммуникации, умениями и навыками профессио­нально-пе­дагоги­че­ского общения, развивая коммуникативные способно­сти, собственный опыт коммуни­кативной деятельности.

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

1. Объясните смысл следующих утверждений:

Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с челове­ком. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.

А. Сент-Экзюпери

Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, ка­кими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими

2. Подберите синонимы к словам: целеустремленный, импульсивный, лицемерный, квалифицированный.

3. Подберите антонимы к словам: вспыльчивый, возбуди­мый, уступчи­вый, поверхностный.

4. Перечислите основные характеристики профессий «человек–человек».

5. Раскройте структуругуманизации личности учителя.

6. Дайте характеристику культуре общения как компоненту профес­сио­нальной куль­туры учителя.

7. Сравните структуру педагогических способностей и профессио­нально обусловленных свойств по В.А. Крутецкому и В.А. Сластенину.

8. Охарактеризуйте элементы структурыпедагогического мастерства.

9. Раскройте основы профессиональной компетентности учителя с пси­хологической точки зрения (по А.К. Марковой).

10. Объясните значимость для современной логопедии задачи полно­цен­ного коммуника­тивного развития детей и подростков с нарушениями речи.

11. Дайте характеристику основным психофизиологическим особенно­стям детей и подро­стков с нарушениями речи, влияющим на их социоком­му­никативную совместимость.

12. Раскройте содержание компонентов педагогической техники учи­теля-логопеда.

13. Объясните, почему основными «плоскостями» профессиональной деятельности учи­теля-логопеда выступают личность, деятельность и об­ще­ние?

14. Перечислите признаки, определяющие уровень профессионализма учителя-логопеда.

15. Охарактеризуйте основные качества личности, организаторские и коммуникативные умения учителя-логопеда, необходимые ему для успеш­ной реализации про­фессио­нальных задач.

Задания в тестовой форме

1. Укажите правильный ответ.

К основным положе­ниям гуманистической педагогики относятся:

а) принцип субординации

б) принцип монологизма

в) принцип диалогизации

г) все ответы верны

2. Укажите правильный ответ.

Культура общения как компонент профессиональной куль­туры со­стоит из:

а) культу­ры взаимопознания

б) культуры взаимопонимания

в) культуры взаимодействия парт­неров по общению

г) все ответы верны

3. Укажите правильный ответ.

К образам профессиональной куль­туры учи­теля относятся:

а) культура познания

б) культура труда

в) культура общения

г) куль­тура самосовершенствования

д) все ответы верны.

4. Укажите правильный ответ.

Отказ учителя от теории и практики формирующего воздействия, за­мена его развивающим влиянием предполагает:

а) культуру убеждений

б) культуру эмоциональной жизни

в) культуру педагогического влияния

г) культуру представлений учителя о самом себе

д) все ответы верны

5. Укажите правильный ответ.

Для каждого педагога самым важным является:

а) больше внимания уделять учебным проблемам

б) тщательно планировать любое мероприятие

в) вести внеклассную, внеучебную работу с подопечными

г) любить учащихся, испытывать радость от общения с ними

6. Укажите правильный ответ.

«Эффективные» преподаватели, как правило, демонстрируют:

а) спокойную сдержанность, вежливую строгость, нена­зойливую пунк­туальность

б) умение дружески разговаривать, душевно улыбаться

в) умение терпимо относиться к промахам своих воспитан­ников, спо­койно разъяснять их ошибки

г) все ответы верны

7. Укажите правильный ответ.

Способности к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения по В.А. Крутецкому от­носятся к:

б) личностным способностям

г) дидактическим способностям

д) все ответы верны

8. Укажите правильный ответ.

Экспрессивно-речевые способности по В.А. Крутецкому относятся к:

а) общим педагогическим способностям

б) личностным способностям

в) организационно-коммуникативным способностям

г) дидактическим способностям

д) все ответы верны

9. Укажите правильный ответ.

К коммуникативным профессионально обусловленным свойствам учи­теля относят:

а) требовательность

б) доброжелательность

в) профессиональную работоспособность

г) самоотверженное отношение к профессии

д) все ответы верны

10. Укажите правильный ответ.

Элементами педагогического мастерства являются:

а) гуманистическая направлен­ность личности

б) профессиональные знания

в) педагогические способности

г) педагогическая техника

д) все ответы верны

11. Укажите правильный ответ.

Креативность педагога является показателем:

а) способностей к педагогической деятельности

б) гуманистической направлен­ности личности

в) педагогической техники

г) профессиональных знаний

д) все ответы верны

12. Укажите правильный ответ.

К умениям педагога управлять своим поведением относят умения:

а) организаторские

б) социально-перцептивные

в) управ­ления педагогическим общением

г) мобили­зации учащихся на интен­сивную познавательную деятель­ность

д) все ответы верны.

13. Укажите правильный ответ.

Сред­ствами педагогической техники являются:

б) паралингвистика

в) мимика

д) все ответы верны

14. Укажите правильный ответ.

Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуа­циях зави­сит от:

а) педагогического мышления и опыта преподавателя

б) знания и умения применять многочисленные приемы воздействия

в) такта учителя и умения подбирать оптимальные спо­собы общения с учащимися

г) все ответы верны

15. Авансировать похвалой целесообразно:

а) лучших учеников

б) благополучных учащихся

в) того, кто еще поощрения не заслужил, но уже начал про­являть при­ле­жание, дис­циплинированность, активное отно­шение к жизни класса, школы

г) любого школьника

16. Укажите правильный ответ.

Систематические угрозы и наказания, строгий контроль, детальный раз­бор каждого про­ступка…

а) помогают наладить дисциплину

б) заставляют учеников более изощренно маскировать от­рицательные стороны сво­его по­ведения

г) являются неотъемлемой составной частью методики вос­питания

17. Укажите правильный ответ.

Самовоспитание начинается с:

а) самоприказа

б) самооценки

в) самоубеждения

г) самоободрения

д) все ответы верны.

18. Укажите правильный ответ.

К активным методам обучения общению относятся:

а) групповая дискуссия

б) ролевая игра

в) разбор конкретных ситуаций

г) все ответы верны

19. Укажите правильный ответ.

К продуктивным стилям педагогического общения относятся:

а) общение – дистанция

б) общение на основе дружеского расположения

в) общение – устрашение

г) общение на основе увлеченности совместной творческой дея­тельно­стью

д) общение – заигрывание

20. Укажите правильный ответ.

К средствам, повышающим эффективность педагогического коммуни­ка­тивного воздейст­вия, относятся:

а) инициа­тивность

б) система приемов, избираемая для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации

г) все ответы верны

21. Укажите правильный ответ.

Какие коммуникативные барьеры могут отмечаться у детей и подрост­ков с общим недо­развитием речи?

а) фонетические

б) семантические

в) лексические

г) все ответы верны

22. Укажите правильный ответ.

Основными компонентами профессиональной компетентности учи­теля-логопеда явля­ются:

а) адекватное использование логопедических технологий

б) владение педагогической техникой и мастерством

в) владение коммуникативной культурой

г) все ответы верны

23. Укажите правильный ответ.

К умениям учителя-логопеда взаимо­дей­ствовать с детьми в процессе коррекционно-раз­вивающего обучения относятся:

а) коммуникативные умения

б) организаторские умения

в) умения организовать диалогическое общение

г) стимулировать коммуникативно-речевую и познавательную актив­ность детей

д) все ответы верны

24. Укажите правильный ответ.

Признаками профессионализма учителя-логопеда в области профес­сио­наль­ного обще­ния являются:

а) отнесение себя к профессиональной общности

б) овладение нормами и культурой педа­гогического общения и этики

в) овладение комму­никативной культурой

г) ана­лиз эффективности собственного ком­муникативного поведения

д) все ответы верны

25. Укажите ошибку.

Признаками профессионализма учителя-логопеда являются:

а) недостаточная эффективность профессиональ­ной деятельности

б) понимание предназначения профессии, ее социальной значимости

в) овладение компонентами педагогиче­ской техники и мастерства

г) осознание индивидуальной ответствен­ности за результаты деятель­но­сти

26. Укажите правильный ответ.

Модель профессионализма учителя-логопеда представлена следую­щими компонентами:

а) профессиональные качества

б) способности

в) личностные качества

г) различные виды компетентности

д) все ответы верны

27. Укажите правильный ответ.

Компонентами педагогического мастерства учителя-логопеда явля­ются:

а) профессиональная компетентность

б) коммуникативная компетентность

в) педагогическая компетентность

г) все ответы верны

Тестирование

1. 1. Определите свой психологический тип по отношению к окру­жающим, оценивая приве­денные высказывания в баллах от 0 до 4 .

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность об­ще­ния.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не ко­паться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов.

1–12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компа­нии способен на­гнать на всех тоску. Такой человек ориен­ти­рован в основном на собственные чув­ства, застенчив, общению предпо­читает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не до­веряет, любит порядок. Пессими­стичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший педа­гог или организа­тор. По темпераменту обычно флегматик или мелан­холик.

13–24 балла. Амброверт. Для него характерны спокой­ные, ровные от­ношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими ка­че­ствами обладают, как прави­ло, лучшие руководители, педагоги – сло­вом, все, чья ра­бота требует умения общаться с людьми.

25–36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общитель­ный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрас­ный импровизатор. Все у него по­лучается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собст­венным обя­зательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно на­звать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контро­лировать эмоции и чувства. По темпераменту такой человек обычно холе­рик или сангвиник.

2. Протестируйте свои личностные професси­ональные качества , от­ве­чая на вопросы «да», «нет», «иногда».

Вопросы

1. Любите ли вы анализировать свои поступки?

2. Проявляете ли вы инициативу в решении нужных, но неприят­ных дел?

3. Вы легко ориентируетесь в критических обстоятельствах?

4. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?

5. Стремитесь ли вы отстаивать свое мнение, если оно расходится с мнением ваших кол­лег?

6. Можете ли вы сразу признать свою ошибку?

7. Считаете ли вы, что надо отстаивать собственное мнение по лю­бому вопросу?

8. Зависит ли ваше настроение от внешних причин?

9. Используете ли вы ошибку, допущенную вашим оппонентом в пылу полемики?

10. Какими из названных качеств вы обладаете (самооценка дол­жна быть объективной): на­блюдательность, уверенность, артис­тизм, увле­чен­ность, объективность, находчивость, чув­ство меры, остроумие, обая­ние, эру­диция, неравнодушие, тактичность, оп­тимизм?

Обработка результатов

Ответив «да», Вы получаете 2 балла; «нет» – 1 балл; в ответе на во­прос № 10 засчитыва­ется 1 балл за каждое отмеченное Вами качество.

Пред­полагается, что отрицательным будет ответ на вопросы 4, 7, 8, 9; если же ответ по­ложителен, он оценивается как «минус 1 балл», ответ «ино­гда» означает нулевую оценку.

Суммируйте баллы. Вот как будет выглядеть диагностика ваших лич­но­стных профессио­нальных качеств:

23–20 баллов – Вы близки к идеалу;

19–14 баллов – Вы правильно выбрали профессию и будете хо­рошим учителем, но стоит подумать о более жестком самоконтроле;

менее 13 баллов – Вам нужно много работать над самосовершенство­ва­нием или подумать о перемене профессии.

Ответы на тестовые задания

1 в; 2 г; 3 д; 4 в; 5 г; 6 г; 7 б; 8 г; 9 б; 10 д; 11 а; 12 б; 13 д; 14 г; 15 в; 16 б, в; 17 б; 18 г; 19 б; 20 г; 21 г; 22 г; 23 д; 24 д; 25 а; 26 д; 27 г.

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

учителя-логопеда

Пузыревой Анны Витальевны

в соответствии с образовательной программой муниципального

общеобразовательного учреждения «Средней школы № 2»

Советского района города Красноярска

Целью моей логопедической деятельности является максимальная коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

1. Коррекционно-развивающая деятельность .

Регулярно осуществляю обследование обучающихся, что способствует своевременно определить структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Анализ диагностических результатов определяет направления логопедической работы.

2013-214 учебный год 2014-2015 учебный год

Результативность логопедической работы

(Познавательная деятельность)

Познавательная активность

Общая осведомленность

Социально-бытовая ориентация

Зрительный гнозис

Слуховой гнозис

Тактильный гнозис

Пространственный гнозис

Внимание

Мнестическая деятельность

Мыслительная деятельность

Речевое развитие

Результативность логопедической работы

(Учебная деятельность)

Мотивация учебной деятельности

Общеучебные умения и навыки

Самоконтроль

Уровень сформированности УУД

В 2014 году совместно со специалистами нашего учреждения (учитель, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог) были составлены адаптированные образовательные программы. Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ОВЗ:

    обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;

    обучающихся с задержкой психического развития;

    обучающихся с умственной отсталостью.

Мною разработана модель мониторинга логопедического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзии. Данный материал стал главой учебного пособия «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии», серия «Инклюзивное образование», под ред. О. А. Козыревой; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015. Информация, собираемая в процессе мониторинга, помогает оценить успешность программы речевого развития каждого ребенка с ОВЗ.

Таким образом, в результате комплексного подхода при логопедическом воздействии наблюдается положительная динамика не только в исправлении звукопроизношения, но и всех сторон речи школьников.

Показатели результативности комплексного речевого развития детей имеющих системное недоразвитие речи:

Показатели результативности комплексного речевого развития детей имеющих общее недоразвитие речи:

Показатели результативности комплексного речевого развития детей

имеющих тяжелые нарушения речи:

Ведение документации:

на каждого ребенка

    протокол логопедического обследования с мониторингом;

    карта индивидуального сопровождения;

    индивидуальная программа логопедического сопровождения с перспективным планом.

общие

    журнал обследования устной и письменной речи;

    журнал для логопедических консультаций;

    журнал посещения логопедических занятий.

2. Деятельность в области профессионального развития

Регулярно повышаю уровень профессионального мастерства. Имею программу профессионального саморазвития.

Тема самообразования

Год работы над темой

Деятельность

по реализации темы

«Эффективные методики коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией».

2011/12 уч. г.

Изучение методики дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Изучение упражнений О.Г. Приходько на коррекцию дыхания при дизартрии.

Разработка методических пособий, презентаций на развитие речевого дыхания.

«Игровые технологии в работе учителя-логопеда».

2012/13 уч. г.

Создание методической папки: «Артикуляционная гимнастика в картинках», подборки сказок о Весёлом Язычке, подборки игр на автоматизацию и дифференциацию звуков речи.

«Логопедические пятиминутки, как средство коррекции произношения».

Разработка методического пособия «Логопедические пятиминутки». Открытое занятие по теме.

«Использование современных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда».

2015/16 уч. г.

Внедрение в работу учителя-логопеда компьютерных программ и презентаций, направленных на коррекцию различных сторон речи. Создание электронной копилки логопедических программ, презентаций и учебно-методической литературы по логопедии.

3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства

Опыт своей работы представляла на :

Семинаре «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии» для педагогов Советского района города Красноярска, апрель 2015 год (имею благодарность);

Научно-образовательном форуме «Человек, семья, общество: история, перспективы развития», ноябрь 2015 года (имею благодарственное письмо);

Проводила открытые занятия для педагогов края в рамках курсов повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС», май 2015 года (имею благодарственное письмо);

Приняла участие в практико-ориентированном семинаре «Организационно-педагогические условия сопровождения учащихся с задержской психического развития в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ», апрель 2015 года (имею сертификат);

Имею благодарственное письмо за помощь в организации и проведения педагогической практики студентов Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева, апрель 2015 года.

Имею публикации:

Член авторского коллектива учебного пособия «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии» серия «Инклюзивное образование», под ред. О.А. Козыревой; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015;

Имею монографию «Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» в соавторстве с к.п.н., доцентом кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева Козыревой О.А., июнь 2016 года;

Имею статью «Основные проявления нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста» в журнале международных гуманитарных исследований «The Newman in foreign policy ».

Приняла участие во всероссийском дистанционном конкурсе инновационных образовательных программ, проектов, идей «На пути к успеху» октябрь 2016 года (имею диплом I степени).

4. Эффективный социальный опыт

Периодически провожу занятия в области культурно-просветительской деятельности, с целью формирования общей культуры обучающихся. С 10 – 24 мая 2014 провела декаду русской письменности. Цель декады: привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Считаю, что такие мероприятия способствуют формированию общей культуры личности, социализации и развитию гражданской позиции. После проведения ряда мероприятий, детям стала интересна тема «Кирилл и Мефодий - первоучители славянские», что послужило стимуляцией для активного участия, наших ребят во всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси» в номинации «Изобразительное искусство» и «Литературное творчество».

Приняла участие в:

Районном фестивале самодеятельного творчества работников образования Советского района «И нет границ талантам педагога», посвященного 80-летию Красноярского края, в номинации «Декоративно-прикладного искусство», март 2015 года, имею грамоту лауреата;

Имею благодарственное письмо за активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., май 2015 года;

Имею грамоту за участие в городской игре-квесте «Мой любимый город», март 2016 года;

Сообщаю о себе следующие сведения:

    1998 году окончила Красноярский педагогический колледж № 1 имени М. Горького по специальности «Преподавание в начальных классах»;

    2010 году окончила Сибирский федеральный университет по специальности «Педагогика и методика начального образования» присуждена квалификация учитель начальных классов со специализацией «Организация логопедической работы»;

    2016 году прошла профессиональную переподготовку в «Московском психолого-социальном университете» с присвоением квалификации: учитель-дефектолог, 630 часов.

Стаж педагогической работы (по специальности) 13 лет, в данной должности 9 лет; в данном учреждении 2 года.

Имею благодарственное письмо от Министерства образования Красноярского края за многолетний плодотворный труд и большой вклад в развитие системы образования в Красноярском крае, сентябрь 2015 года.

Сведения о повышении квалификации:

    «Актуальные технологии коррекции речевых нарушений («Логопедический массаж», «Логопсихотерапия», «Психолингвистика»)» КГАОУ ДПО (ПК)С, с 22.10.2012 по 07.11.2012 (120 ч.)

    "Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС в условиях инклюзивного образования" г. Красноярск, КГПУ им.В.П. Астафьева, с 25.05.2015 по 05.06.2015 года (72 ч.).

Являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября», клубная карта № 101-122- 434. Вхожу в состав клуба логопедов «Логобург».

Имею активную жизненную позицию.

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

учителя-логопеда Янчи Виктории Юрьевны

в соответствии с образовательной программой муниципального

общеобразовательного учреждения МКОУ «Кодинской средней общеобразовательной школы №2»

Красноярского края Кежемского района города Кодинска.

Целью педагогической деятельности является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Осуществляю деятельность в соответствии с заключением и рекомендациями ТПМПК

Разработала рабочую программу на основе инструктивно – методического письма под редакцией А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой с использованием региональных авторских программ Е.В. Мазановой, С.П Цукановой «Коррекция письменной и устной речи младших школьников» , которая получила положительную оценку методического совета образовательного учреждения. Особое место отводится в данной программе диагностическому этапу коррекционно-логопедической деятельности. Изучение личности ребенка позволяет выявить причины нарушений. С мая месяца каждого учебного года совместно с учителями начальной школы включаюсь в программу психологического мониторинга младших школьников «Готовность будущих первоклассников к школе». В 2017-2018 уч. году у 25% учащихся был выявлен низкий уровень готовности к школе.

За три года для индивидуальных и групповых занятиий выявленно 62 обучающихся с нарушениями речи: 32 ребенка с ОНР, 23 ребенка с СНР, 7 с ОНР.

Наблюдается стабильная динамика результатов работы с детьми, имеющие речевые нарушения: 2015-2016г. - средний и высокий уровень речевого развития детей - 56%, 2016-2017 г. – 73%, 2017-2018г. - 94% детей.

Показатели развития познавательной деятельности учащихя 1-4 классов с нарушением речи.

показатели

2015-2016

2016-2018

2017-2018

Познавтельная активность

Общая осведомленность

Зрительный гнозис

Социально-бытовая ориентировка

Слуховой гнозис

Тактильный гнозис

Внимание

Пространственный гнозис

Мнестическая деятельность

Мыслительная деятельность

Речевое развитие

Основой логопедических занятий является деятельностный и личностно-ориентированный подход. На занятиях в системе мною используются программы «Игры Бабы-Яги», «Игры для Тигры», «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», «Домашний логопед», которые инвидуализируют деятельность ребенка на занятии. Сохранение физического и психологического здоровья учащихся обеспечиваю через здоровьесберегающие технологии: Е.А. Дьяковой логопедический массаж; А.Л. Сиротюк кинезиологические упражнения; Е.А. Алябьевой логоритмические упражнения, элементы развивающего обучения - проектную деятельность; технологию проблемной ситуации. В 2016 году совместно со специалистами образовательного учреждения(учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, учитель) были разработаны адаптированные образовательные программы для следующих категорий обучающихся с ОВЗ: обучающихся с задержкой психического развития, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Мною систематизированы данные и составлены индивидуальные карты развития обучающихся, при помощи которых можно совершать постоянный контроль прохождения программы и отслеживания динамики развития.На каждого ребенка ведется протокол логопедического обследования, разрабатывается индивидуальная программа логопедического сопровождения.

Положительная динамика в результате комплексного подхода при логопедическом воздействии наблюдается не только в исправлении звукопроизношения, но и всех сторон речи школьников.

Показатели результативности речевого развития детей, имеющих системное недоразвитие речи обучающихся по адаптированным основным образовательным программа для детей с умственной отсталостью 2 класс.

показатели

2016-2017 (1 класс)

2017-2018 (2 класс)

Грамматический строй

Импрессивная речь

Навык чтения

Навыки языкового анализа

Связная речь

Словообразование

Фонематическое восприятие

Экспрессивная речь

По представленным данным в таблице отслеживается улучшение речи учащихся, посещающих индивидуальные и групповые занятия.

Показатели результативности речевого развития детей имеющих общее недоразвитие речи обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программа для детей с задержкой психического развития 2 класс.

показатели

2016-2017(1 класс)

2017-2018 (2 класс)

Грамматический строй

Импрессивная речь

Навык чтения

Навыки языкового анализа

Связная речь

Словообразование

Фонематическое восприятие

Экспрессивная речь

К концу 2017-2018 учебного года улучшилось состояние звукопроизношения детей. Выполняя задания, дети перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, так же хорошо стали воспроизводить слоговые цепочки. Большинство звуков были поставлены и введены в речь, некоторые звуки находились на стадии автоматизации.

Результаты на данный момент свидетельствуют в целом об эффективности коррекционного воздействия на развитие фонематического восприятия у учащихся младшего школьного возраста.

Показатели результативности комплексного речевого развития детей

имеющих тяжелые нарушения речи обучающихся по специальным индивидаульным программам развития 3-4 класс.

показатели

2016-2017 (1класс)

2017-2018 (2класс)

Грамматический строй

Импрессивная речь

Навык чтения

Навыки языкового анализа

Связная речь

Словообразование

Фонематическое восприятие

Экспрессивная речь

Результатом, целенаправленное проведение занятий со школьниками с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры речевого дефекта, уровня сформированности психологической базы речи, звукопроизношения, слоговой структуры, лексико-грамматических категорий и связной речи в значительной степени способствует коррекции имеющихся речевых расстройств и всестороннему психоречевому развитию.

Регулярно повышаю уровень профессионального мастерства через обучение на курсах повышения квалификации, участие в работе школьного и районного методического объединения учителей-логопедов и дефектологов.

Темами самообразования служили: "Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития", "Формирование грамматического строя речи у детей с нарушение м интеллекта"

Представляю наработанный опыт и результаты деятельности педагогическому сообществу образовательного учреждения и законным представителям обучающихся.

На образовательном педагогическом портале Мультиурок создан персональный сайт https://сайт/logopedistviktoriayurievna/files, где публикую методический материал наработанный и обобщённый мною.

2017 г.- выступления на РМО учителей – логопедов и дефектологов по темам: «Инновационные методы и методики в обучении детей с ОВЗ» 2018г. «Комплексное сопровождение обучающихся с РАС».

Совместно с родителями и классными руководителями готовлю необходимую документацию на ТПМПК, провожу в системе индивидуальные консультации с родителями.

Активно работаю с родителями Регулярно выступаю на родительских собраниях с темами: «Итоги обследования первоклассников», «Дисграфия», «Организация логопедической работы в школе», Данные темы являются интересными для родителей вызывают много вопросов. Для оптимизации работы с родителями мной ежегодно оформляется и пополняется стенд «Для Вас, родители». Провела открытые занятия для родителей по коррекции нарушений звукопроизношения: «В школу вместе со сказочными героями», «Волшебный язычок» «Повторяй за мной, делай как я».

В 2016-2017 учебном году приняла участие в международном конкурсе при поддержке Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» и одержала победу в направлении «Игра со смыслом». В результате на территории образовательного учреждения МКОУ «КСОШ№2» построены две инклюзивные детские игровые площадки общей стоимостью в 1 млн. 800 тысяч, удалось создать пространство для общения сверстников с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья.

С 2014 г являюсь классным руководителем. Привлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности: внеклассные учебные и спортивные мероприятия (Осенний клип – 2 место, 1 место – «Бережливый урожай», 2 место - Школьного смотра песни и строя, посвященного Дню защитника Отечества, 2 место – «Россия, судьба моя»).

В последнее время наиболее востребованной образовательной технологией является проектный метод, что поясняет актуальность разрабатываемых социальных проектов совместно с детьми старшего школьного возраста по поддержки и организации образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 году мы приняли участие в конкурсе «Социальные проекты» при Центре Детского творчества, заняв 2 место.

Показателем эффективности моей работы с родителями является их интерес к классным и школьным мероприятиям и желание участвовать в них (посещаемость составляет 90 – 95%).

Сообщаю о себе следующие сведения:

2009 г. - окончила Красноярский педагогический колледж № 2 по специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста с сохранным и девиантным поведением в развитии» (диплом с отличием)

2013 г. - завершила обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» (заочная форма) по специальности «Логопедия» Специализация «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с проблемами в развитии»

Стаж педагогической работы 9 лет, в данной должности 7 лет; в данном учреждении 7 лет.

Сведения о повышении квалификации:

2015г. - обучение по программе «Организационно-управленческие и методические аспекты введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью» в объеме 24 учебных (ККИПКиППРО)

2015 г.- обучение по программе «Модернизация содержания образования в условиях реализации ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Содержание и механизмы реализации» в объеме 108 часов («Центр повышения квалификации» по дополнительной профессиональной программе»)

2015 г. - обучение по программе «Актуальные вопросы введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» в объеме 72 часа (ККИПКиППРО)

Награды и достижения:

2018 г. Благодарственное письмо Кежемского района совета депутатов

2016 г. Грамота Управления образования администрации Кежемского района

2015 г., 2016 г., 2017г., - Грамота за качественную и высокопрофессиональную работу.

Имею активную жизненную позицию ежегодно участвую в районной спартакиаде работников образования Кежемского района.