Иуда сын иисуса. Жизнь и смерть иуды, предателя иисуса христа

О предательстве Иуды Искариота архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор КДА.

Идет Страстная седмица. Каждый день вспоминается какое-либо евангельское событие. В Великий Четверг читается Евангелие, в котором повествуется и о прощальной беседе, и о Тайной Вечере, и о предательстве Иуды…

Иуда. Апостол и предатель. Фигура, вызывающая глубокое негодование, даже отвращение, и при этом трагическая.

В Писании ничего не сказано о призвании Иуды. Апостол, так сказать, без предыстории… Говорится, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6).
В основном имя Иуды упоминается в повествовании о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда: вор, лицемер, предатель. И все же он был с Господом все 3,5 года и состоял в числе 12… Чего он ждал от Христа? Чего хотел от Него? Зачем следовал за Ним?

Мы не поймем этого, если будем рассматривать Иуду отдельно от 12 апостолов. Посмею предположить, что его чаяния были такими же, как и остальных апостолов. Я имею в виду ожидание славы и торжества. Согласно Евангелию, эти ожидания двенадцати, споры о первенстве, о своем положении, о желании сесть по правую и по левую сторону не оставляют апостолов вплоть до последних дней жизни Христа. Иисус уже «грядет на вольную смерть», а у апостолов нет-нет да и вспыхнут споры о чести, о месте, о первенстве.

И в этом смысле Иуда, хотя Писание не говорит о его участии в этих спорах, переживает о том же: о славе, о месте, о вознаграждении… Иоанн Богослов говорит, что Иуда был вор (Ин. 12:6). Видимо, как хранитель ковчежца с деньгами, Иуда временами награждал сам себя. Свт. Иннокентий Херсонский с соответственным ему красноречием писал, что этот ковчежец стал для Иуды своеобразным ковчегом завета. Только не с Богом, а с диаволом, так как ковчежец с монетами символизировал все, чего на самом деле хотел Иуда.

Три с половиной года – немалый срок. Учитывая постоянное странствование и связанные с этим лишения, эти годы переносились с трудом, а ожидаемое торжество так и не наступало... Если попытаться понять психологию поступка Иуды, то, прежде всего, следует ответить на вопрос, веровал ли он в мессианство Христа? И ответ будет положительным. В противном случае и следование за Иисусом, и вхождение в число избранных теряет смысл. Если бы Иуда не верил в мессианство Христа, он бы за Ним не пошел.

У некоторых персонажей есть такая черта характера: «получить все и сразу». В противном случае постигают сомнение, разочарование, озлобление. Иуда был из таковых… Поэтому хотя он последовал за Христом и провел с Ним три с половиной года, но, в конце концов, начал сомневаться. Сомнение, отсутствие ожидаемого – вот основной лейтмотив действий Иуды.

Богословами и библеистами разных конфессий высказывались всевозможные точки зрения на мотивацию Иуды. Условно можно выделить два основных ответа:

1. Иуда, сначала поверив в Христа, потом разочаровывается, перестает верить. И им движет ненависть к Иисусу, желание получить удовлетворение за потраченные годы, силы, за неисполненные ожидания и мечты. То есть по сути Иуда банально хочет отомстить Тому, с Кем он связывает крушение своих надежд. И получение 30 серебряников в этой страшной схеме предательства далеко не главное (это не такая уж и большая сумма). 30 серебряников – лишь небольшая компенсация за 3,5 года… Но важнее отомстить ненавидимому.

2. Иуда не оставляет надежды на воцарение Христа. Он продолжает верить, что Иисус может победить всех врагов. Ведь Он творил чудеса, свидетелем которых был Иуда. Поэтому апостол ищет возможности спровоцировать Христа на явление Себя в силе и славе. То есть Иуда создает провокативную ситуацию, в которой, как он ожидал, Христос вынужден будет явить всю Свою силу, и, таким образом, произойдет торжество Христа и его учеников. Следовательно, Иуда стремился получить чаемое при помощи своеобразного марш-броска. Такой точки зрения на мотивацию Иуды придерживался известный дореволюционный публицист прот. Павел Алфеев. Также упоминает это мнение в своей книге «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» свт. Иннокентий Херсонский.

Иуда и предатель, и лицемер. Он принял решение предать Христа, но при этом присутствует как ни в чем не бывало на Тайной Вечере. И когда Христос говорит ученикам, что один из них предаст Его, вместе с другими взволнованными апостолами Иуда вопрошает: «Не я ли, Господи?»

Возникает вопрос: зачем врагам Христовым понадобился Иуда? Неужели они не могли найти и арестовать Его сами? Вспомним Вход Господень в Иерусалим. Христа встречают толпы. День Тайной Вечери и последующие дни – период приготовлений и сам праздник ветхозаветной Пасхи, то есть то время, когда Иерусалим переполнен приезжими, многие из которых видели и слышали Христа в других местах Палестины. Иными словами, первосвященники и их сторонники боялись общественных беспорядков, в случае если они решатся арестовать Христа перед народом. Поэтому им нужно было удобное время и удобное место. Иуда указал им и то, и другое.

Однако зачем Иуда пошел сам с врагами Христовыми? Неужели они не знали, как выглядит Иисус, и не смогли бы Его арестовать? Иуда вполне мог обойтись, так сказать, наводкой: Он там-то в такое-то время будет одет в то-то...

Ведь преступники, как правило, предпочитают не светиться. Иуда мог бы взять свои 30 серебряников и уйти восвояси. Но нет… Думаю, ответ на эти недоумения нужно искать в своеобразной психологии тех, кто испытывает к кому-то сильную ненависть и желание навредить. Тут ключевым моментом является даже не сам наносимый вред, а своеобразное торжество! Мол, вот посмотри и пойми, кто Тебе это сделал! Знай, кто источник Твоей беды! Именно ради этого сиюминутного ликования над уничижаемым и желает Иуда лично предать (в смысле передать) Иисуса врагам.

Иуда раскаялся. И повесился. Почему так? Он раскаялся, но не покаялся… То есть понял, что погубил невинного, но при этом апостол не исправляет образ мыслей (покаяние). Можно сказать, что Иуда поступает как атеист. Он может признать свою неправоту, свое преступление, но не в силе покаяться, так как не верит в Бога милующего, в Бога прощающего, в Бога восстанавливающего. Для него за раскаянием следует отчаяние, выхода из которого нет. Можно предположить, что Иуда не ожидал раскаяния. Он был уверен, что ничего с ним не случится.

Для иллюстрации этой мысли можно воспользоваться образом Смердякова из «Братьев Карамазовых». Достоевский отлично показал действие этого неожиданного эффекта на убийцу. Смердяков в Бога не верил. Как и в совесть. Он думал, что убьет старика Карамазова, но никаких мучений не будет (как может мучать то, чего нет?). Оказалось же, что-то его грызет, мучает. Смердяков все равно в Бога не уверовал. Так что избавление от мучений только одно – повеситься. И Иуда, и Смердяков так и сделали.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

«… не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол. Это говорил он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати».
/Иоанн. 6:70-71/

«Все врут календари…»
/А.С. Грибоедов/

Библейская легенда о предательстве Иуды одна из наиболее известных, и в то же время одна из самых кровавых в христианском вероучении, потому что за эту легенду еврейский народ заплатил миллионами жизней ни в чем неповинных людей.

У этой легенды оказалась чрезвычайно трагичная судьба, и кровавый след человеческих преступлений сопровождает ее на протяжении последних двух тысячелетий, прошедших со времени ее написания.

Именно эта легенда давала обоснование многовековому геноциду в отношении еврейского народа, питала ту бесчеловечную жестокость и ненависть к евреям со стороны немецких фашистов во время Второй мировой войны, которая привела к повсеместному уничтожению евреев на всей территории оккупированной фашистской Германией.

И до сих пор эта легенда нередко служит причиной неприязненного отношения к евреям в разных странах, ибо предавшего своего Бога Иуду не задумываясь, отождествляли с Его народом, перенеся на этот народ проклятие Бога.

Между тем эта астральная легенда абсолютно прозрачна для рационального понимания и при расшифровке поддается практически дословному подстрочному переводу.

Библейское имя «Иуда Симон Искариот» также имеет дословный перевод: «Хвалите Бога, испытанные (небесным ) камнем Икарийским», или просто: «Хвалите Бога, испытанные Икаром». Между тем, именно падение Икара в Эгейском море, вблизи от острова Санторин, привело к катастрофическому взрыву расположенного на этом острове вулкана.

Прежде чем начать изложение библейского рассказа о предательстве Иуды, нам придется уточнить изначальное значение ключевого слова этой легенды - «предавать».

В толковом словаре В.И. Даля находим, что слово «предавать» означает передавать или завещать . Например: «Заповеди преданы нам через Моисея, «Сам Господь предал себя на жертву за нас».

От слова «предать» образовалось слово «предание» - память о событиях переданная устно от предков к потомкам.

Именно это исконное значение слово «предать» и использовано составителями Библии в этой легенде.

Современное значение слова «предать»(т.е. нарушить верность), произошло от обывательского понимания библейского сюжета легенды - желание Иуды «предать» Иисуса Христа за тридцать сребреников. Таким образом, сюжет библейский легенды, коренным образом изменил значение слова «предать», сделав его синонимом продажности.

Чтобы показать тайный смысл этой удивительной астральной легенды, нам придется напомнить ее содержание.

Но, учитывая необходимость пояснения текста, изложение легенды будет поэтапным.

Евангелие от Луки сообщает, что накануне праздника Пасхи Иисус послал своих учеников найти место для вечерней трапезы:

«Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца . И послал Иисус Петра и Иоанна , сказав: пойдите и приготовьте нам есть пасху . Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот при входе вашем в город, встретится с вами человек несущий кувшин воды ; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими.» И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.» /Лк. 22:7-12/

В процитированном фрагменте Евангелия от Луки, «человек, несущий кувшин воды» означает зодиакальный знак Водолея . Именно так изображался зодиакальный знак Водолея на древних астрономических картах. Например, на древнейшем Дендерском Зодиаке Водолей выполнен в виде божества льющего воду из кувшина .

В результате прецессии точка весеннего равноденствия перемещается через каждый знак Зодиака за 2160 лет. Этот промежуток называется эпохой соответствующего знака Зодиака, а в астрологии - миро-вой эпохой .

В зодиакальный знак Водолея точка весеннего равноденствия переместилась в 2003 году, и ретроспективно эпохи знаков Зодиака и даты прохождения «кометы-возмездие» через орбиту Земли будут выглядеть следующим образом:

Знак Зодиака Продолжительность эпохи Даты прохождени «кометы-возмездие» (даты «песах»)

Козерог 21758-19598 гг. до н.э.

Стрелец 19597-17438 гг. до н.э. 17628 г. до н.э.

Скорпион 17437-15278 гг. до н.э.

Весы 15277-13118 гг. до н.э. 13620 г. до н.э.

Дева 13117-10958 гг. до н.э.

Лев 10957-8798 гг. до н.э. 9612 г. до н.э.

Рак 8797-6638 гг. до н.э.

Близнецы 6637-4478 гг. до н.э. 5604 г. до н.э.

Телец 4477-2318 гг. до н.э.

Овен 2317-158 гг. до н.э. 1596 г. до н.э.

Рыбы 157 г. до н.э. - 2002 г

Водолей 2003г. - 4162 г. 2412 г. - ожидаемое прохождение «кометы-возмездие»

Из приведенной схемы наглядно видно, что в данном фрагменте легенды нам сообщается научная информация о времени очередного появления кометы Иисус-Гиксос, которое должно произойти в эпоху Водолея, в 2412 году .

знаки зодиака

Но нам придется запомнить и все знаки Зодиака, под которыми происходили предыдущие катастрофы, ибо в дальнейшем повествовании эта информация будет востребована.

Вновь вернемся к рассказу о предательстве Иуды, и отметим все наиболее важные места этой легенды, подтверждая их цитатами из Библии.

Библейская легенда утверждает, что за предательство Иисуса Христа, первосвященники обещали заплатить Иуде тридцать сребреников:

«Тогда один из двенадцати , называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников ; и с того времени он искал удобного случая предать Его.» /Мф. 26:14-16/

Когда же была приготовлена вечерняя трапеза, Иисус возлег за нее со своими учениками и сказал, что один из них Его предаст: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, он сказал: истинно говорю вам, что один из вас Меня предаст. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в чашу , этот предаст Меня». /Мф. 26:2-23/

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое . И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета /Мф. 26:26-28/

«И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.» /Мф. 26:39/

А потом, вернувшись к ученикам, сказал: встаньте, пойдем, приближается предающий Меня:

«Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня.

И когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

И тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся Равви! И поцеловал Его /Мф. 26:45-49/

После того Иисуса взяли, били, и приговорив к смерти, предали распятию:

«Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и раздевши Его надели на Него багряницу ; и сплетши венец из терна , возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость ; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове.

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели в одежды Его и повели его на распятие.

Выходя они встретили одного Киринеянина по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

И пришедши на место, называемое Голгофа , что значит «лобное место», дали ему пить уксуса, смешанного с желчью; и отведав, не хотел пить.

Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и сидя, стерегли Его там.

И поставили над головой Его надпись, означавшую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

Тогда распяты с Ним два разбойника : один по правую сторону, а другой по левую.» /Мф. 27:27-38/

А Иуда, предав Христа и увидев, что он осужден, раскаялся и возвратил тридцать сребреников в храм /Мф. 27:3/, а сам пошел и удавился, при этом «расселось чрево его и выпали все внутренности его». /Деян. 1:18/

А цена этому кладбищу была семь сиклей серебра и десять сребреников . /Иер. 32:9/

Чтобы восстановить астральную научную сущность этой легенды, нам предстоит ознакомиться с некоторыми особенностями зодиакального календаря.

Исследователи Библии давно предполагали, что двенадцать учеников Иисуса Христа (двенадцать апостолов), равно как и двенадцать сыновей Иакова , символизируют двенадцать знаков Зодиака , по которым Солнце совершает свой путь.

Эта догадка оказалась правильной, но пришлось перерыть горы специальной литературы, прежде чем удалось определить, что астральный образ Иуды соответствует зодиакальному знаку Овна.

Это казалось вопиюще неправдоподобным, потому что по библейскому вероучению сам Иисус Христос является небесным Агнцем, т.е. молодым Овном.

Но настоящее удивление вызвала информация, которая скрывалась за этим открытием.

Известно, что двенадцать знаков Зодиака составляют 360 градусов небесной эклиптики, т.е. каждому знаку Зодиака соответствует 360:12=30 градусов небесной эклиптики.

В результате прецессии точка весеннего равноденствия смещается через каждый знак Зодиака за 2160 лет, следовательно, на один градус она смещается за 2160:30=72 года.

Согласно современным научным сведениям точка весеннего равноденствия переместилась в зодиакальный знак Овна в 2318 году до н.э.

Эта дата рождения Овна. Но оказалось, что так было не всегда. Эта дата была теоретически рассчитана астрономами после Критского катаклизма. Между тем, по сведениям древних астрономов, точка весеннего равноденствия переместилась в знак Овна в 2250 году до н.э. , и эта дата абсолютно точно соответствует мифологическому году рождения Иуды.

И после Критской катастрофы зодиакальный календарь действительно изменился.

Взрыв вулкана на острове Санторин, произошедший в 1528 году до н.э., изменил угол наклона земной оси, вследствие чего произошло перемещение точки весеннего равноденствия на 68 лет назад по зодиакальному кругу, и в результате этого годом Критской катастрофы по астрономическому календарю стал 1596 год до н.э.

1528 г. до н.э. + 68 лет = 1596 год до н.э.

Соответственно этому, год рождения Овна также стали считать на 68 лет раньше: 2250 г. до н.э. + 68 лет = 2318 г. до н.э.

При этом его название также изменилось, ибо теперь он получил название от Критского катаклизма (Крит?с), от которого позже образовалось имя нашего Бога - Христ?с.

Таким образом, во время Критского катаклизма Овен-Иуда передал (предал) право своего первородства Овну-Христу, а вместе с ними и право на Критскую казнь.

События, которые произошли 3 апреля 1528 года до н.э. нагляднее можно показать на временной оси координат:

2318 г. до н.э. 2250 г. до н.э. 1596 г. до н.э. 1528 г. до н.э.
2318-2250=68 лет 1596-1528=68 лет

Год рождения Овна-Христа, теоретически определенный после катастрофы

Год рождения Овна-Иуды, реаально существовавший до Критского катаклизма Эту дату Критского катаклизма стала показывать точка весеннего равноденствия после взрыва вулкана и смещения земной оси Положение точки
весеннего равно-
денствия перед
взрывом вулкана
на острове Санторин

На один градус точка весеннего равноденствия смещается за 72 года, следовательно, вернувшись на 68 лет назад, точка весеннего равноденствия переместилась на 56 угловых минут и 40 секунд .

Очевидно, что именно эта величина ошибки (0,9 градуса) и была определена исследованиями Джеральда Хокинса при изучении мегалитов Стоунхенджа . Прекрасный ученый получил блестящие результаты, и думаю у его оппонентов больше нет аргументов для критики его астрономической теории мегалитической обсерватории Стоунхенджа.

Итак, астрономический зодиакальный календарь, из-за смещения земной оси, произошедшей в результате взрыва вулкана на острове Санторин, «за одни ужасные сутки» деформировался на 68 лет.

Это внесло сумятицу во все существовавшие календари, ибо по зодиакальному календарю годом катастрофы теперь стал 1596 год до н.э., а гражданское население продолжало считать годом катастрофы 1528 год до н.э., продолжая жить в прежнем измерении.

Это зафиксировано в исторических хрониках и продолжалось достаточно долго.

Какое-то время существовало не только двойное, но даже тройное летоисчисление при определении даты Критской катастрофы.

Так, например, Фракил из Меридиеса, пишет, что гибель Трои и Критский катаклизм произошли в 1460 году до н.э., т.е. в этом случае была попытка зафиксировать 1528 год до н.э. астрономическим годом катастрофы, сдвинув при этом гражданский календарь на 68 лет в другую сторону.

В плане исторической достоверности, использование всех трех дат при рассказе о Критском катаклизме оправдано, и поэтому их следует воспринимать, как единую дату этой катастрофы.

Более двух тысячелетий, официальным годом Критской катастрофы считался 1528 год до н.э., и только в VI веке нашей эры существовавшую погрешность исправил Дионисий Малый, определив 1596 год до н.э. точкой отсчета прохождения «кометы-возмездие» и датой взрыва вулкана на острове Санторин.

Надо признать, что решение Дионисия Малого оказалось единственно правильным, ведь при этом зодиакальный календарь вновь становится главенствующим, и хотя в календарном летоисчислении оказались «потеряны» 68 лет, событийная точность календаря не нарушилась, потому что смещение земной оси произошло в один день, вследствие того, что 1528 год до н.э. и 1596 год до н.э. - это две зодиакальные даты события одного дня, отразившие положение точки весеннего равноденствия до взрыва и после взрыва вулкана на острове Санторин .

Именно поэтому, определенная Дионисием Малым 0.0.0.0. эра от Рождества Христова является датой памяти катаклизма 1596 года до н.э. , и составляет ровно три великих священных индиктиона (532х3) прошедших со времени этого события, и именно поэтому в основе расчета пасхалий лежит дата последнего прохождения «кометы-возмездие», ставшей причиной Критского катаклизма.

А теперь нам предстоит определить истинное значение цены поля горшечника, на котором было устроено кладбище для странников, мифологическая цена которого составила семь сиклей и десять сребренников .

Надо сказать, что ни в одной стране Древнего Мира никогда не существовало монеты под названием «сребренник» , и поэтому вы не найдете ее ни у одного нумизмата.

Иуда, возвращающий первосвященникам деньги

Этим словом в библейской мифологии обозначается прецессионное смещение точки весеннего равноденствия на один градус.

И тридцать сребренников Иуды, обозначают тридцать градусов небесной эклиптики - цена всей жизни зодиакального знака Овна-Христа, то есть 2160 лет.

Теперь сделаем расчет цены поля горшечника:

На один градус небесной эклиптики точка весеннего равноденствия смещается за 72 года, а за поле горшечника заплатили десять сребренников, т.е. 72х10=720 лет.

Священный сикль евреев состоял из двадцати гран (гер).

Гран - это «хлебное зернышко», самая малая часть еврейского веса. Но гран являлся и мерой (единицей) времени. Так, например, халдейские жрецы считали, что точка весеннего равноденствия от зимнего до летнего солнцестояния смещается на одно хлебное зернышко (гран), т.е. за год это смещение составляло 2 грана.

Таким образом, один священный сикль составлял:

20 гран: 2 = 10 лет.

Соответственно семь сиклей составляли 7х10=70 лет.

Но по библейской легенде - это цена «невинной крови Иисуса Христа», поэтому это 790 лет прошедшие от рождения Овна-Христа, т.е. от времени, когда точка весеннего равноденствия переместилась в зодиакальный знак Овна: 2318 г. до н.э. - 790 лет = 1528 год до н.э. - это дата Критского катаклизма, который превратил весь средиземноморский регион в огромное кладбище, которому древние авторы дали весьма выразительное название - Акелдама (досл. «поле крови»).

Несколько слов следует сказать и о молении о чаше Иисуса Христа, потому что этот сюжет чрезвычайно распространен в христианской иконографии и художественной литературе. Кроме того, десятки художников создавали свои полотна, излагая свою версию этого библейского мифологического сюжета. При этом все они трактовали видимый, всем открытый текст, не подозревая, что у него имеется скрытый от непосвященных естественно-научный смысл.

Между тем, русское слово «чаша» является дословным переводом греческого слова «кратер» (crater) и имеет два значения.

Во-первых, словом кратер назывался большой сосуд, который использовался древними греками для смешивания воды и вина , а во-вторых, слово кратер обозначало кратер вулкана .

И в предлагаемой легенде это слово служит для обозначения взрыва вулкана на острове Санторин, самого кровавого и смертоносного в истории Древнего Мира во втором тысячелетием до н.э.

А слово «вино» в библейской мифологии является тождеством слова «кровь», и несложно убедиться, что оба значения слова кратер (чаша) использует евангелист Иоанн при описании крестной казни Иисуса Христа на Голгофе: «… один из воинов копьем пронзил Ему ребра и тотчас истекли кровь и вода .» /Иоанн. 19:34/

А другая, уже общехристианская легенда, дополняет, что удар копья пришелся между четвертым и пятым ребром Иисуса.

Это легко поддается рациональному объяснению, ибо согласно сведениям древних астрономов, орбита «кометы-возмездие» проходит между Марсом и Юпитером, т.е. четвертой и пятой планетой Солнечной системы.

Логнин

В римской мифологии бог Квирин (досл. «копье») является латинским названием «кометы-возмездие» и входит в триаду самых почитаемых римских богов, и всегда располагается между Марсом и Юпитером .

Имя римского воина, пронзившего копьем Иисуса Христа - Лонгин (досл. «длинный»), поэтому ставшее нарицательным словосочетание «копье Лонгина» , можно считать обозначением очень большого периода обращения этой кометы.

Поясним и значение слова «Голгофа». Оно является еще одним обозначением взрыва вулкана на острове Санторин, явившегося апофеозом (от греч. аpotheosis - обожествление) Критской катастрофы.

Слово «Голгофа» в дословном переводе с арамейского означает «лобное место черепа» (лоб), как символ всеобщей смерти, поэтому череп, как обозначение Голгофы, изображается в основании креста-распятия.

Издревле на Руси место казни называли Лобным местом , т.е. для обозначения места смертной казни использовали дословный перевод арамейского слова Голгофа.

Изначально же «лобным местом» в Древней Руси называли высокий курган, холм, или любую круглую возвышенность без растительности, потому, что именно так выглядело описание конуса вулкана на острове Санторин до взрыва. Аналогия здесь очевидная.

А выражение «Кровь Моя нового завета » использовано евангелистом Иоанном вследствие того, что унесшая миллионы человеческих жизней Критская катастрофа дала идею и духовное содержание всем легендам Нового Завета .

На кресте-распятие изображается и «надпись вины Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский», или сокращенно «ИНЦИ » - аббревиатура от «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

Забегая несколько вперед, следует сказать о том, что космическая катастрофа 1528 года до н.э. в одночасье уничтожила свыше тридцати городов Древней Иудеи (все их названия сохранились). Мифологически - это вина Иисуса-Гиксоса, Царя Небесного, который вследствие этого и получил имя «Царь Иудейский».

Между тем, словом «инци » обозначались все цари Древнего Шумера, и одновременно это слово использовалось для обозначения звезды («кометы-возмездие»).

Вследствие этого, в современном языке словом инсигнии обозначаются знаки высшей власти: скипетр, пурпурная тога, золотая диадема, трон . О значении всех этих символов будет рассказано в соответствующем месте, а пока лишь стоит упомянуть, что пурпурная тога символизирует багряницу, в которую одели Иисуса Христа накануне казни, а трость, данная ему в правую руку, соответствует царскому скипетру.

Евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн при составлении этой легенды использовали и ряд других характерных выражений, которые требуют пояснения.

Упоминаемое ими в легенде «поле горшечника, на котором устроили кладбище для странников» является несложным для понимания, потому что как в Старом, так и в Новом Свете существовал обычай хоронить умерших в больших глиняных сосудах, в связи с чем выражение «поле горшечника» следует считать синонимом слову кладбище.

В результате глобального Критского катаклизма весь средиземноморский регион превратился в огромное кладбище. Были полностью уничтожены десятки ранее цветущих городов, а пепел санторинской катастрофы толстым слоем покрыл свыше 500 000 квадратных километров возделываемых земель, пастбищ и других сельскохозяйственных угодий, сделав их бесплодными. Вследствие этого, гонимые голодом и во множестве погибая в пути, целые племена и народы превратились в странников и вынуждены были искать новые места проживания.

Это подтверждается и многочисленными данными археологических раскопок.

Используемое в легенде выражение «поцелуй Иуды » также стало нарицательным, но чтобы понять смысл этого мифологического термина, нужно вспомнить что еще в VII веке в Древнем Риме существовал обычай целовать умирающего в уста, чтобы с его последним дыханием принять и продолжить дела и помыслы умирающего.

Существующий в настоящее время обычай целовать покойника в лоб - это память о Голгофе - страшная генетическая память человечества.

Применение халдеями грана («хлебного зернышка») как единицы измерения для определения смещения точки весеннего равноденствия по Зодиаку, позволяет понять смысл преломления хлеба на Тайной вечере Иисусом Христом: «примите и ешьте, это есть Тело Мое». В данном случае речь идет об отсчете времени для определения срока очередного появления «кометы-возмездие».

На протяжении многих веков мифология развивалось по своим, четко сформулированным законам и правилам, и по ним Овен, Иуда, Христос не только вавилонское, древнееврейское и древнегреческое название одного и того же знака Зодиака, но и обозначение всех событий, которые произошли под управлением этого знака Зодиака.

статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро

Подобная традиция свойственна абсолютно всем древним цивилизациям нашей планеты.

Так, например, в Шумере и Вавилоне обожествлялся Телец, потому что расцвет этих цивилизаций происходил в тот период, когда точка весеннего равноденствия находилась в зодиакальном знаке Тельца (4478-2318 гг. до н.э.). В этот период в Шумере и Вавилоне процветает культ «крылатых быков».

Соответственно этому, в период расцвета древнегреческой цивилизации обожествлялся зодиакальный знак Овна (2318-158 гг. до н.э.), а в Древнем Риме почитался зодиакальный знак Рыб, в котором точка весеннего равноденствия находилась с 158 года до н.э. до 2002 года н.э.

Именно поэтому, до самого конца VII века Иисуса Христа вообще было запрещено изображать в человеческом облике , и на всех старых иконах его изображали только в виде агнца или рыбы, что соответствовало зодиакальным знакам Овна и Рыб.

И только на Трульском соборе 692 года, богомазам было разрешено писать Иисуса на иконах в человеческом облике.

Но и после этого, еще длительное время, Его изображали в виде пастыря с ягненком (агнцем) на плечах.

И надо полагать, что решение изображать Иисуса Христа в человеческом облике мотивировалось тем, что очередное появление «кометы-возмездие» произойдет под знаком Водолея, который традиционно изображается в астрологических атласах в виде человека.

Таким образом, верховным божеством во всех известных цивилизациях древности становился тот знак Зодиака, в который в рассматриваемый период времени в результате прецессии перемещалась точка весеннего равноденствия .

Свои современные названия зодиакальные знаки получили после Критской катастрофы , которая произошла под зодиакальным знаком Овна . Благодаря этому эпохальному событию Овен и возглавляет Зодиак , являясь его первым знаком .

Именно поэтому абсолютно во всех древних цивилизациях пантеоны богов имеют астральное значение, и переходя от предыдущей цивилизации к новой, меняют только названия, не имея принципиальных различий своего культа.

Например, шумерский Думузи и аккадский Дуузу, египетский Осирис и греческий Христос и т.д.

Несмотря на то, что со времени последнего прохождения «кометы-возмездие», послужившего причи-ной Критского катаклизма, прошло более 3600 лет, и современная цивилизация казалась бы полностью утратила все сведения о ее страшной тайне, среди астрономов, вплоть до XIX века, существовало стойкое убеждение о том, что между Марсом и Юпитером проходит орбита еще одной неизвестной планеты.

На истории ее поисков следует остановиться более подробно, потому что в конечном итоге это привело к открытию целого пояса астероидов.

Кроме того, нам предстоит определить точную дату Критского катаклизма, ибо это необходимо для правильного понимания происхождения эры от Рождества Христова и тайн календарей древних цивилизаций, эры которых фиксировали даты предыдущих прохождений «кометы-возмездие».

А попутно расскажем и о самых знаменитых пророчествах Апокалипсиса, вследствие того, что сокрытая в них тайна также связана с «кометой-возмездие».

икона «Собор

12 апостолов»

О предательстве Иуды Искариота архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор КДА.

Идет Страстная седмица. Каждый день вспоминается какое-либо евангельское событие. В Великий Четверг читается Евангелие, в котором повествуется и о прощальной беседе, и о Тайной Вечере, и о предательстве Иуды…

Иуда. Апостол и предатель. Фигура, вызывающая глубокое негодование, даже отвращение, и при этом трагическая.

В Писании ничего не сказано о призвании Иуды. Апостол, так сказать, без предыстории… Говорится, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6).
В основном имя Иуды упоминается в повествовании о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда: вор, лицемер, предатель. И все же он был с Господом все 3,5 года и состоял в числе 12… Чего он ждал от Христа? Чего хотел от Него? Зачем следовал за Ним?

Мы не поймем этого, если будем рассматривать Иуду отдельно от 12 апостолов. Посмею предположить, что его чаяния были такими же, как и остальных апостолов. Я имею в виду ожидание славы и торжества. Согласно Евангелию, эти ожидания двенадцати, споры о первенстве, о своем положении, о желании сесть по правую и по левую сторону не оставляют апостолов вплоть до последних дней жизни Христа. Иисус уже «грядет на вольную смерть», а у апостолов нет-нет да и вспыхнут споры о чести, о месте, о первенстве.

И в этом смысле Иуда, хотя Писание не говорит о его участии в этих спорах, переживает о том же: о славе, о месте, о вознаграждении… Иоанн Богослов говорит, что Иуда был вор (Ин. 12:6). Видимо, как хранитель ковчежца с деньгами, Иуда временами награждал сам себя. Свт. Иннокентий Херсонский с соответственным ему красноречием писал, что этот ковчежец стал для Иуды своеобразным ковчегом завета. Только не с Богом, а с диаволом, так как ковчежец с монетами символизировал все, чего на самом деле хотел Иуда.

Три с половиной года – немалый срок. Учитывая постоянное странствование и связанные с этим лишения, эти годы переносились с трудом, а ожидаемое торжество так и не наступало... Если попытаться понять психологию поступка Иуды, то, прежде всего, следует ответить на вопрос, веровал ли он в мессианство Христа? И ответ будет положительным. В противном случае и следование за Иисусом, и вхождение в число избранных теряет смысл. Если бы Иуда не верил в мессианство Христа, он бы за Ним не пошел.

У некоторых персонажей есть такая черта характера: «получить все и сразу». В противном случае постигают сомнение, разочарование, озлобление. Иуда был из таковых… Поэтому хотя он последовал за Христом и провел с Ним три с половиной года, но, в конце концов, начал сомневаться. Сомнение, отсутствие ожидаемого – вот основной лейтмотив действий Иуды.

Богословами и библеистами разных конфессий высказывались всевозможные точки зрения на мотивацию Иуды. Условно можно выделить два основных ответа:

1. Иуда, сначала поверив в Христа, потом разочаровывается, перестает верить. И им движет ненависть к Иисусу, желание получить удовлетворение за потраченные годы, силы, за неисполненные ожидания и мечты. То есть по сути Иуда банально хочет отомстить Тому, с Кем он связывает крушение своих надежд. И получение 30 серебряников в этой страшной схеме предательства далеко не главное (это не такая уж и большая сумма). 30 серебряников – лишь небольшая компенсация за 3,5 года… Но важнее отомстить ненавидимому.

2. Иуда не оставляет надежды на воцарение Христа. Он продолжает верить, что Иисус может победить всех врагов. Ведь Он творил чудеса, свидетелем которых был Иуда. Поэтому апостол ищет возможности спровоцировать Христа на явление Себя в силе и славе. То есть Иуда создает провокативную ситуацию, в которой, как он ожидал, Христос вынужден будет явить всю Свою силу, и, таким образом, произойдет торжество Христа и его учеников. Следовательно, Иуда стремился получить чаемое при помощи своеобразного марш-броска. Такой точки зрения на мотивацию Иуды придерживался известный дореволюционный публицист прот. Павел Алфеев. Также упоминает это мнение в своей книге «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» свт. Иннокентий Херсонский.

Иуда и предатель, и лицемер. Он принял решение предать Христа, но при этом присутствует как ни в чем не бывало на Тайной Вечере. И когда Христос говорит ученикам, что один из них предаст Его, вместе с другими взволнованными апостолами Иуда вопрошает: «Не я ли, Господи?»

Возникает вопрос: зачем врагам Христовым понадобился Иуда? Неужели они не могли найти и арестовать Его сами? Вспомним Вход Господень в Иерусалим. Христа встречают толпы. День Тайной Вечери и последующие дни – период приготовлений и сам праздник ветхозаветной Пасхи, то есть то время, когда Иерусалим переполнен приезжими, многие из которых видели и слышали Христа в других местах Палестины. Иными словами, первосвященники и их сторонники боялись общественных беспорядков, в случае если они решатся арестовать Христа перед народом. Поэтому им нужно было удобное время и удобное место. Иуда указал им и то, и другое.

Однако зачем Иуда пошел сам с врагами Христовыми? Неужели они не знали, как выглядит Иисус, и не смогли бы Его арестовать? Иуда вполне мог обойтись, так сказать, наводкой: Он там-то в такое-то время будет одет в то-то...

Ведь преступники, как правило, предпочитают не светиться. Иуда мог бы взять свои 30 серебряников и уйти восвояси. Но нет… Думаю, ответ на эти недоумения нужно искать в своеобразной психологии тех, кто испытывает к кому-то сильную ненависть и желание навредить. Тут ключевым моментом является даже не сам наносимый вред, а своеобразное торжество! Мол, вот посмотри и пойми, кто Тебе это сделал! Знай, кто источник Твоей беды! Именно ради этого сиюминутного ликования над уничижаемым и желает Иуда лично предать (в смысле передать) Иисуса врагам.

Иуда раскаялся. И повесился. Почему так? Он раскаялся, но не покаялся… То есть понял, что погубил невинного, но при этом апостол не исправляет образ мыслей (покаяние). Можно сказать, что Иуда поступает как атеист. Он может признать свою неправоту, свое преступление, но не в силе покаяться, так как не верит в Бога милующего, в Бога прощающего, в Бога восстанавливающего. Для него за раскаянием следует отчаяние, выхода из которого нет. Можно предположить, что Иуда не ожидал раскаяния. Он был уверен, что ничего с ним не случится.

Для иллюстрации этой мысли можно воспользоваться образом Смердякова из «Братьев Карамазовых». Достоевский отлично показал действие этого неожиданного эффекта на убийцу. Смердяков в Бога не верил. Как и в совесть. Он думал, что убьет старика Карамазова, но никаких мучений не будет (как может мучать то, чего нет?). Оказалось же, что-то его грызет, мучает. Смердяков все равно в Бога не уверовал. Так что избавление от мучений только одно – повеситься. И Иуда, и Смердяков так и сделали.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Иуда (Йехуда ) - восхваление Господа (Быт.29:35), «хвала или прославленный ».

Искариот (ивр. ????????????????, Иш-крайот , где ивр. ?????? - человек, муж ; ивр. ?????????? - города, слободы, кериоф, кериофа, кириаф ).

Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

Из евангелистов только Иоанн называет четырежды Иуду Симоновым. Иоанн прямо не называет апостола сыном Симона, а значит, Симон мог являться Иуде и старшим братом, если отец Искариота преждевременно умер.

Библейская история

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда, предавший его, раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив сребреники в Храме, Иуда пошёл и удавился. (Матф.27:5)

По одной из легенд, Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая Иуду-предателя.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам. (Деян.1:23-26)

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей, это около половины стоимости раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.

По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был «разбойник, вор и предатель Господа ».

Жизнеописание Иуды Искариота в апокрифах и легендах

Иуда Искариот родился 1 апреля, рассказывается в поверьях у лужичан и поляков - этот день считается несчастливым.

О молодых годах Иуды Искариота повествует «Сказание Иеронима о Иуде предателе». Согласно преданию родители Иуды Искариота бросают новорожденного в ковчежце в море, так как видят сон, что их сын станет погибелью для родителей. Через много лет, проведенных на острове Искариот, Иуда возвращается, убивает отца и совершает грех кровосмешения с матерью.

После раскаяния (например, 33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда Искариот был принят в число учеников Христа.

Согласно апокрифу «Арабское евангелие детства Спасителя» (глава 35 [Иуда]) Иуда Искариот жил в одном селении с Иисусом и был одержим сатаной. Когда мать привела его на лечение к маленькому Христу, Иуда, разозлившись, укусил Иисуса за бок, после чего разрыдался и был исцелен. «И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьем пронзили» .

О годах апостольства Иуды Искариота народные сказания умалчивают, словно, боятся соперничать с рассказами евангелистов, и далее повествуют лишь о погибели предателя. Согласно наиболее распространенной версии, Иуда Искариот удавился на осине или на бузине, по другим поверьям, Иуда хотел повеситься на березе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, поэтому ее древесина имеет красноватый цвет. После смерти Иуды из его тела выросли табак, хрен, лук, чеснок.

В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» говорится, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса.

И. Свенцицкая: «В одном мусульманском средневековом трактате приводится версия о том, что Иуда выдал вместо Христа другого человека, а когда того казнили, он в ужасе от содеянного убил себя» .

По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду, скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, и вызвать падучую .

Каноническое и неканоническое восприятие Иуды Искариота

Неоднозначность мотивации предательства

Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие сатаны. Но синоптики не имеют единого мнения:

М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель» приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие «главным и руководительным мотивом в поступке Искариота »:

В той же статье М. Д. Муретов называет три противоречия того, что «сатана управлял Иудой без свободного самоопределения последнего»:

Неубедительность и противоречия свидетельств евангелистов дали почву различным толкованиям и интерпретациям мотивации предательства. С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:

Противоречие о «земле крови»

Из всех синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» (Акелдамы) первосвященниками: «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников…» (Мф.27:7). Возможно, Матфей почерпнул разгадку предательства в Книге пророка Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.11:12-13)

Согласно Деяниям Апостолов, Иуда сам «приобрел землю неправедною мздою…» (Деян.1:18).

Фонд «Лютеранское наследие» объясняет противоречие следующим образом: землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде.

Серьезные затруднения все же возникают при попытке объяснить разницу в написании:

Плата за предательство

Единственный из евангелистов Матфей утверждает: «Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:15). Каноническая версия считает сумму достаточной для предательства, раз на нее можно было приобрести участок земли в черте города.

Шекель (сребреник) равен 4 динариям. Динарий - дневная плата рабочего на винограднике (Мф.20:2) или стоимость хиникса пшеницы (дневного рациона мужчины) (Откр.6:6).

Около 4 месяцев нужно отработать на винограднике, чтобы получить тридцать сребреников. Опять же, миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса ((Мк.14:5), стоило 300 динариев, что равняется 75 сребреникам или чуть меньше года работы на винограднике.

Сегодня сребрениками Иуды считают финикийские тетрадрахмы с профилем Мелькарта, отчеканенные в Тире и широко распространенные Иудее. Изготовленные из серебра и имеющие вес в 14 грамм они могли находиться в обращении, как другие римские и греческие монеты. Ими же иудеи могли ежегодно платить в храм.

Существует встречная версия, о том что в иудейском храме не могли храниться монеты изображающие иноземных богов, но предполагается, что подобные монеты сберегались для «грязных» расчетов.

Противоположность сведений о смерти Иуды Искариот

Канонические версии гибели Иуды Искариота:

Марк и Иоанн промолчали о смерти Иуды.

Папий примиряет обе версии, говоря о том, что Иуда повесился, но веревка оборвалась и он «низринулся» и «расселось чрево его». Папию же приписывают версию рассказа о том, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров).

Один из апокрифов повествует о распятии Иуды.

Иуда Искариот в литературе и искусстве

Литература

История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени.

Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина «Христова ночь» (1886) и романе «Господа Головлевы», в повести Т. Гедберга «Иуда. История одного страдания» (1886), в драме Н. И. Голованова «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романах Н. Мейлера «Евангелие от Сына Божьего», романе-апокрифе Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына «В круге первом» (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предателя» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких «Отягощеные злом, или Сорок лет спустя» (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978 г; СССР 1989 г), документальном детективе К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвященных осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Иисуса» Ж. Сарамаго (1998).

Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа.

Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос дает чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.

В романе Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания» Иуда - высококвалифицированный сотрудник специальных служб Римской империи, внедренный в окружение Христа в рамках реализации операции «Рыба» и устраненный по указанию прокуратора формально за «двойную игру», а фактически в связи с изменением планов руководства.

Живопись

В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с черным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери). На иконах называемых «Страшный суд» Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны. В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон, нашептывающий ему дьявольские слова. Один из распространеннейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса, - повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях).

Фильмы

  • Харви Кейтель (Последнее искушение Христа, 1988)
  • Аугусто Мастрипетри («Христос», Италия, 1916
  • Иэн Макшейн (Иисус из Назарета, 1977)
  • Йозеф Шильдкраут (Царь царей, 1927)
  • Ежи Зельник (Пилат и другие, 1972)
  • Карл Андерсон (Иисус Христос - суперзвезда, 1973)
  • Отелло Сестили (Евангелие от Матфея, 1964)
  • Джерард Батлер («Дракула 2000»)
  • Фрэнк Гейлор («Игра страсти Обераммергау» The Passion Play of Oberammergau США, 1898)
  • Георг Фабнахт («Галилеянин» Der Galil?er Германия, 1921)
  • Игорь Верник (Мастер и Маргарита, 1994)
  • Лука Лионелло (Страсти Христовы, 2004)
  • Лука Гридо («Голгофа», Франция, 1935)
  • Джордж Ларкин («Священный город» The Holy City США, 1912)
  • Рип Торн (Царь царей, 1961)
  • Александр Гранах («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский (фильм), Германия, 1923)
  • Дмитрий Нагиев (Мастер и Маргарита, 2005)
  • Джеймс Гриффит («День триумфа» Day of Triumph (1954)

В литературе муссируется легенда о том, что в рамках антирелигиозной кампании коммунистов в августе 1918 года в Свияжске был установлен памятник Иуде Искариоту. Идеологическую поддержку этому акту якобы осуществляли Лев Троцкий, Всеволод Вишневский и Демьян Бедный, которые участвовали в торжественной церемонии [неавторитетный источник? ] [неавторитетный источник? ] . Открытие памятника сопровождалось военным парадом. Скульптура представляла из себя буро-красную фигуру человека - больше натуральной величины, с обращенным к небу лицом, искаженным гримасой, судорожно срывающего с шеи веревку. 10 сентября того же года памятник Иуде исчез, позднее на том же месте был установлен памятник Ленину [неавторитетный источник? ] .

В том же году памятник Иуде, как «борцу с христианством» и «лжерелигией» был установлены в Козлове (ныне - Мичуринск). Спустя несколько дней он был разбит при невыясненных обстоятельствах местными жителями [неавторитетный источник? ] . А в 1921 году памятник Иуде был установлен в Тамбове. В планах Льва Троцкого была установка памятников Иуде и в Иваново-Вознесенске и других городах РСФСР, но им не было суждено сбыться.

Критика неканонического восприятия Иуды Искариота

Согласно сторонникам канонической версии предательства, мотивация Иуды вовсе не выглядит нелепой, поскольку каждый человек имеет свободу воли. Иуда же вполне мог быть сребролюбивым человеком, что видно из Евангелия: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: „Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»; «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».

В православных толкованиях и в литургических (богослужебных) текстах подчёркивается, что Христос, зная о том, что Иуда часто ворует из тех денег, которые предназначались для раздачи нищим, не прогонял его от себя и не лишал его благодатных даров, с помощью которых Иуда, как и все остальные апостолы, исцелял больных и изгонял бесов. И даже во время предательского поцелуя Христос не злится на предателя, обращаясь к нему: «друг», ожидая покаяния Иуды.

Разное

  • В Бельгии производится пиво под маркой «Иуда»
  • В сериале Теория Большого взрыва в 3 сезоне 15 серии Шелдон демонстрирует предательство своего друга Леонарда, поставив перед ним поднос с 30 столовыми приборами.

Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два весьма непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, и апостол, совершивший предательство.

Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире (Мф. 26, 13), и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода.

Судьбы этих людей, одна чудесная и радостная, другая трагическая и ужасающая, пересеклись в среду Страстной недели, незадолго до крестной смерти Христа. В этот день в Вифании, в доме Симона прокаженного бывшая блудница возлила на голову Спасителя драгоценное миро, а Иуда пришел к первосвященникам и согласился за 30 сребреников предать своего Учителя. Эти события произошли непосредственно друг за другом, и поступок покаявшейся женщины, вероятно, даже подтолкнул предателя действовать быстрее и решительнее.

В Страстную среду Церковь призывает каждого христианина, всмотревшись в историю жизни этих людей, заглянуть и в собственную душу, - с кем мы: с предателем или с бывшей грешницей, совершившей ради Спасителя подвиг жертвенной любви.

В Евангелии прямо не указывается, что женщина, возлившая миро на Спасителя в доме Симона прокаженного (Мф. 26, 6-13), была блудницей: сведения об этом сохранило лишь церковное предание, отразившееся в богослужении этого дня. Подтверждением истинности этого предания отчасти может послужить история другой евангельской грешницы, ранее поступившей подобным образом в доме Симона фарисея (Лк. 7, 37-50) и, возможно, ставшей примером и для блудницы, встретившейся со Спасителем в Страстную среду.

В любом случае покупка драгоценного мира было реальным отвержением всей своей прошлой жизни: это благовоние стоило огромные деньги; по указанию евангелиста Марка, женщина истратила на него более 300 динариев (примерно годовой заработок наемного рабочего), - такую сумму можно было достать, только продав все свое состояние, оставшись ни с чем, отдав всё, что возможно, своему Господу. Ученики Христа стали негодовать: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим (Мф. 26, 8-9). Иисус ответил на их ропот: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 26, 10-13).

Даже апостолы, ближайшие ученики Христа, не поняли подвига жертвенной любви кающейся грешницы. Женщина не задумывалась о том, как бы более рационально, с пользой для общества, потратить вырученные от продажи своего имения деньги: она просто увидела во Христе, стоявшем перед ней, своего Господа и Спасителя, бесконечную жертвенную любовь ко всему миру, в которой изгладятся и ее бесчисленные грехи, и, как смогла, ответила Ему своею собственной любовью и жертвой. Она просто хотела всё отдать Иисусу, и она сделала то, что велело ей сердце. В этом поступке, несомненно, действовала и благодать Святого Духа. Миром помазывали тела усопших, и таким образом бывшая блудница, сама того не осознавая, оказалась пророчицей, предвозвестившей грядущие страдания и крестную смерть Христа.

Иуда тоже негодовал, видя, как дорогостоящее миро изливается на голову Спасителя. В этот раз поведение его никак не выделяется евангелистом Матфеем на фоне других учеников, но ранее в похожей ситуации он первый начал возмущаться неразумной, с его точки зрения, тратой (Ин. 12, 4-5). Евангелист Иоанн поясняет, что это произошло не потому, чтобы он заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12, 6). Деньги стали идолом, средоточием жизни Иуды, и его корыстолюбивое сердце не выдержало: ему просто физически больно видеть такую щедрую бескорыстную трату того, что он считал главным в своем существовании. От жгучей всепоглощающей зависти и обиды предатель тут же бросился делать свое дело. Корыстолюбие, как свидетельствует и Евангелие, и церковное богослужение этого дня, было основной движущей силой предательства Иуды, но глубинные мотивы этого чудовищного поступка, если внимательно в них вглядеться, были еще сложнее и страшнее. Сама история не может не вызвать удивления.

Он был избран Спасителем в число двенадцати апостолов, самых близких учеников. И это избрание не было случайным и незаслуженным. Как и все апостолы, Иуда оставил всё, что имел: родной город, дом, имущество, семью, - и пошел за Христом. Он, действительно, был одним из самых лучших людей в Израиле, готовых принять евангельскую проповедь. У Иуды тогда была и несомненная вера и решимость всей жизнью служить Господу. Иуда ни в чем не был обделен по сравнению с другими апостолами. Вместе с другими учениками он был послан проповедовать слово Божие по городам и селам Иудеи, при этом он тоже совершал чудеса: исцелял больных и изгонял бесов. Иуда слышал те же слова Спасителя, что и другие ученики, даже перед Тайной Вечерью Христос в числе других апостолов омыл ноги уже согласившемуся на предательство Иуде.

Своим поведением Иуда также ничем не выделялся среди апостолов, и никто из них даже не мог представить, что он способен на такое предательство. Даже на Тайной Вечере за несколько часов до ареста Спасителя, когда Христос сказал: один из вас предаст Меня (Мф. 26, 21), - никто из апостолов даже не заподозрил в Иуде предателя, наоборот все спрашивали Спасителя: не я ли, Господи? Столь громадная пропасть падения Иуды: между апостолом, ближайшим другом и учеником Господа, и циничным сребролюбивым предателем, - не может не ужаснуть, как и внезапность, с которой это предательство обнаружилось. Конечно, разложение личности Иуды произошло не в один момент. Очевидно, страсть к деньгам всегда его мучила, но до времени он справлялся с ней, поэтому и попал в число апостолов. Потом же сребролюбие окончательно овладело душой Иуды. Человек свободен в своем выборе. Бог, пребывающий в вечности, всеведущ и знает, как каждый распорядится своей свободой, но Он не предопределяет эти решения свободной человеческой воли. Даже близость к Спасителю не удержала Иуду от сознательного порабощения себя губительной страстью, хотя Христос до самого последнего момента давал ему возможность раскаяться.

Почему же жадный до денег Иуда все же оставался среди учеников Спасителя? Наверное, дело не только в денежном ящике для нищих, который носил Иуда и из которого последний мог воровать деньги. Будущий предатель еще надеялся, что Христос станет обычным, человеческим царем, сам же он получит свою долю власти в новом могущественном царстве. При помазании миром в доме Симона прокаженного Спаситель открыл ученикам о Своей грядущей смерти: возлив миро сие на тело Мое, она [женщина] приготовила Меня к погребению (Мф. 26, 12). Надежды Иуды не оправдались. В душе предателя немедленно вскипела вся злоба, которая копилась в сердце нераскаявшегося грешника к совершенному Праведнику, одним Своим присутствием обличавшего мерзость его души и мучавшего его прожженную совесть. Бывший апостол сознательно захотел смерти своего Учителя.

Однако, хотя Иуда и так бы предал Спасителя, не оправдавшего его властолюбивых и корыстолюбивых надежд, однако он к тому же мелочно захотел получить и еще хоть какую-то выгоду за свое предательство. Иуда пришел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15) Он не назвал конкретную сумму, да и не мог знать, заплатят ли ему вообще, узнав же сумму, не стал торговаться; он предал бы и бесплатно, но жалкое желание заставило его попросить еще хоть что-то для себя. Это обстоятельство показывает не только чудовищность, но и мелочную пошлость поступка Иуды.

Бог иногда продается людьми за бесценок. Иуде заплатили не так уж много в сравнении с тяжестью предательства (женщина, помазавшая Господа миром, истратила раз в пять больше), но по человеческим понятиям и не так уж мало: на эти деньги потом купили участок недешевой палестинской земли для похорон странников. 30 сребников полагалось за поимку беглого раба: первосвященники в данном случае хотели унизить Христа. Тем самым, однако, они исполнили пророчество Захарии: и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников (Зах. 13, 12).

Потом Иуда пожалел о своем поступке: ни один человек не смог бы жить с таким грехом на душе, - но не нашел сил к покаянию. Бесславная смерть самоубийцы была неизбежным концом пути предателя, «раба и льстеца», как называется он в церковном богослужении этого дня.
События Великой Среды открывают очень важную истину человеческой свободы. Отдав все, что у нее было, вроде бы лишившись всего для самостоятельного существования, бывшая блудница обрела спасение и истинную свободу, свободу любви, свободу от греха; Иуда же, пытаясь предательством Спасителя приобрести богатство, т.е. обеспечить себе некую материальную независимость, свободу от Бога и свободу ценою богоубийства, продал, как поется на утрене Великой Среды, свое «пребожественное достоинство», по сути дела самого себя в рабство дьяволу. А сатана не отпускает своих рабов на свободу, и удавка - единственная плата, которую он может дать своим последователям.

«Одна радуется, изливая многоценное миро, другой же пытается продать Бесценного... Одна освобождается, Иуда же становится рабом врагу», - вот основное содержание, согласно богослужению этого дня, Страстной Среды, показывающей насколько важно каждое решение человека, каждый его поступок: и апостол, один из избранных людей своего народа, может стать гнусным предателем, и блудница одним своим свершением может достичь святости и свободы во Христе.