Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха у детей старшей группы с использованием театрализованной деятельностиТема: «Путешествие с колобком. Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха и звуко-буквенного анализа "занимател

Развитие фонематического слуха: упражнения

Узнай звук

Это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука - делайте упражнение на этот звук, если проблем нет - выберите наиболее вероятные «проблемные» звуки.

Что общего?

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях - в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

Раз, два, три - быстрей сообрази!

В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:

    Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».

    Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».

    Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).

    Подбери слово, в котором первый звук - с, а последний - к.

Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.

Кто-то что-то перепутал

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости .

Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами .
Понесёмся над
весами ,
А потом вернёмся к маме.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.

    услышишь - хлопни
    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

    внимательный слушатель
    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

    нужное слово
    По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    зоркий глаз
    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

    сложи звук
    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

    скажи наоборот
    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

  • СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ

    ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

    ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ

  • Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

    Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ

    Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

    Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.

    Последовательность работы над звуком:

    Знакомство со звуком (выделение его на слух).

    Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).

    Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.

    Определение места звука в слове (с опорой на картинки).

    Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.

    Составление слогов, слов из заданных звуков.

    Работа по дифференциации звуков:

    Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.

    Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).

    Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки.

    Запись слогов, слов на изучаемые звуки.

    Составление звуковых схем, слогов, слов.

    Последовательность работы над буквой:

    Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).

    Выделение ее элементов.

    Прослушивание стихотворения о букве.

    Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.

    Прорисовывание буквы на листке по образцу.

    Чтение слогов с изучаемой буквой ().

    Наша речь состоит из предложений.

    Предложение - это законченная мысль.

    Предложения состоят из слов.

    Слова состоят из звуков.

    Звук - это то, что мы слышим и произносим.

    Буква - это то, что мы видим и пишем.

    Звук на письме обозначается буквой.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

    На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

    Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

    Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

    Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла) ; после гласного звука (маяк, заюшка) ; после мягкого и твердого знаков (семья, подъем) . В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч) .

    Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

    Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

    Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

    Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

    Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

    Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

    Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

    Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка) .

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.

Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С» , магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.

Ход занятия.

Организационный этап

Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

Логопед произносит ряд слов со звуком «С» : сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.

Дети угадывают и отвечают, что это звук «С» . На магнитной доске появляется буква «С» , открываются предметные картинки на звук «С» .

Введение в тему занятия

Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».

Этап повторения пройденного материала

Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С» ?

В царстве гласных или согласных звуков?»

Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.

Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

Дети отвечают, что это свистящий звук.

Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С» ?»

Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».

Логопед: «Молодцы!»

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):

В начале слова (санки, сумка );

В середине слова (носки, лиса );

В конце слова (ананас, автобус )».

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Логопед: «Молодцы!»

Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия

Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С» ».

  1. Развитие слухового внимания.

а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С» , запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са

сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су

сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща

со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со

б). Запоминание слов на заданный звук.

Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С» :

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц .

Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С » и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С» . Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».

V . Физкультминутка.

А сегодня у зимы новоселье,

Пригласила она на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой он вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой он ширины?

Вот такой ширины.

VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С» . У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок ».

2. Различение сходных по звучанию звуков.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С» ».

Дети отвечают: « Сова, ананас, шесть, штангист ».

3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко».

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Дети отвечают: «Согласный звук «С» ».

Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.


Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

1. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

Екатерина Порошина
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа)

Тема «Волшебные звуки » (образовательная область «Речевое развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие » , «Социально-коммуникативное развитие , «Физическое развитие » )

Цели : развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Формирование умения различать речевые и неречевые звуки

Воспитывать у детей слуховое и зрительное внимание и память;

- Развивать память , логическое мышление.

Коррекционно-развивающие :

- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков

Знакомить детей с органами артикуляции;

- Развивать артикуляционную моторику и общую моторики;

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала;

Воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи – работа в паре;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Воспитывать желание активно работать на занятии .

Формировать информационную культуру у детей через использование ИКТ на занятии .

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие

Логопед : Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам «Привет!» .

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Логопед : Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие , мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать. (логопед берет в руки куклу Гуся)

Кукла гусь : Сейчас я Ванечку схвачу

И награду получу

Отнесу его Яге

Той, что на одной ноге

Дети : Гуси - лебеди

Логопед : Правильно гуси - лебеди.

Кукла Аленушка : Ваня, братик,где ты мой

Я уже пришла домой.

Ой, беда, ой помогите

Гуси, братика верните!

Улетели гуси прочь

Кто же сможет мне помочь?

Логопед : Ребята, Аленушки просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?

Ребята, а как нам попасть в сказку? (ответы детей) . Правильно нужны волшебные слова . Я вас поведу по сказке, давайте скажем волшебные слова , которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их :

Ать-ать-ать – начинаем мы играть.

Ес-ес-ес –ждет нас множество чудес!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза) .

2. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков .

Игра «Отгадай звуки природы »

Логопед : Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки . Давайте мы послушаем и скажем, какие звуки слышите вы (звуки природы , животных, птиц) . Это были неречевые звуки . А как вы думаете какие звуки еще бывают ? (дети : речевые) . Правильно звуки , которые произносит человек называются речевые.

3. Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков .

Игра на интерактивной доске «корзиночка с яблоками»

Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня) .

Логопед : давайте послушаем какое задание приготовила нам яблоня (работа с интерактивной доской - нужно положить в корзинку только те яблочки, в которых есть звук О ).

(Ребенок подходит к доске, и раскладывает яблочки в корзинку) .

4. Развитие фонематического слуха на материале слогов

Игра «повтори за мной»

Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает, куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые , а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню? А вот и рыбки с заданиями (дети ловят рыбок удочкой)

Логопед : рыбка хочет проверить, хорошо ли вы слышите все звуки . Через речку перепрыгнет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок (садятся на коврик)

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.

5. Динамическая пауза.

Логопед : Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти, давайте выполним следующее упражнение (логопед произносит слова , показывая движения) .

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (3 раза) .

6. Знакомство с органами артикуляции, артикуляционная гимнастика

Вот дошли мы с вами до печки.

Смотрите, ребята рядом с печкой кто-то сидит, может он нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели.

Ежик : может и подскажу, но сначала ответьте на такой вопрос : С помощью чего мы произносим звуки ?

Дети : Чтобы произносить звуки , нам нужен рот

Ежик : Рот – это домик звуков (демонстрация картинки) .

В домике этом – Красные двери,

Рядом с дверями – Белые звери.

Красные двери это что? А что такое белые звери?

Дети : Это губы и зубы.

Логопед : И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков . Отгадайте, о чём идёт речь.

Всегда во рту, да не проглотишь.

Если б не было его – не сказал бы ничего.

Дети : язык

Логопед : Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

Артикуляционная гимнастика.

Ежик : И для правильного произношения звуков обязательно надо делать зарядку для язычка и губ.

(Дети подходят к зеркалу и повторяют упражнения)

«Лопаточка»

Язычок наш, как лопатка :

Закруглённый, плоский, гладкий (Широкий язык высунуть, расслабить, подложить на нижнюю губу)

«Щетка – сметка»

Щеткой кухню подмету,

Наведу там частоту.

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык, двигать вправо, влево, не убирая его в глубь рта)

«Качели»

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать)

«Лошадка»

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости (открыть рот, щелкать языком, не закрывая рта)

Молодцы справились с заданием.

7. Развитие фонематического слуха в словах .

Игра «Верно или нет?»

Логопед : Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.

На опушке, на дорожке

Стоит дом на курьих ножках

Что это? (избушка)

Посмотрите, кто сидит рядом с избушкой?

(Рядом с избушкой мышка) .

Логопед : Мышка норушка помоги нам Иванушку вернуть.

Подготовила и она для нас задание. Послушайте, что здесь написано. Каждый звук важен , когда мы произносим слово.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас – означено словами.

Логопед : мышка хочет, чтобы вы правильно ее называли и никогда не путали с другими словами. Я буду называть ее, но правильно назову только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.

Логопед : шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка

Логопед : Вот видите, один или несколько звуков изменили , и уже не то слово получается.

Молодцы ребята, и с этим заданием справились.

8. Развитие фонематического восприятия в словах .

Работа в тетради. Упражнение «Что здесь лишнее?» .

Но посмотрите, в окошке сидит Иванушка. И решает задание в тетради, которое баба яга ему дала. Давайте поможем Ванечке, и спасем его от бабы яги.

Логопед : Из четырех названий предметов в каждом ряду вы должны найти слово, которое по звучанию не похоже на остальные и обвести его в кружок».

9. Релаксация

Логопед : Молодцы, ребята, спасли Иванушку.

Дети, пройдите и лягте на коврик, закройте глаза и послушайте звуки природы .

Логопед : Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

10. Подведение итогов

Логопед : ребята, в то время, когда вы отдыхали, приходил Ванечка и в знак благодарности принес вам вот такие цветочные медальки, и сказал «спасибо» , за то, что вы его спасли от бабы яги. А расскажите, что вам понравилось в нашем путешествие, какое испытание было самым интересным? (ответы детей)

(Логопед говорит слова , а дети выполняют действия, согласно тексту)

А теперь : Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

До свиданья всем сказали, (говорят : «До свиданья» )

И отправились домой (идут в группу )

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
  1. Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

  1. Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
  1. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление .

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

Как тебя зовут?

Ира.

А фамилия?

Иванова.

Откуда ты приехала?

Из Иркутска

Что там растёт?

Инжир.

  1. Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

  1. Игра "Починим испорченный телефон"

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

  1. Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
  1. Игра «Подбери по звучанию » Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
    ком бак сук ветка каток горка
    дом рак лук клетка платок корка
    сом мак жук пятка листок норка
    лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

  1. Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.