Налогообложение организаций финансового сектора. Особенности валютных операций между резидентами и нерезидентами рф Расчеты в валюте между резидентом и нерезидентом

Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

90. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях:

Предотвращения сокращения золотовалютных резервов;

Резких колебаний курса валюты РФ;

Поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами ЦБ РФ может устанавливать только требование об использовании специального счета и резервировании.

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:

Расчетов и переводов при предоставлении и получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов);

Операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:

Расчетов и переводов при предоставлении и получении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нерезидентов);

Операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг;

Исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

Операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг;

Операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг.

Из книги Экспортные контракты автора Корнийчук Галина

5.5. Валютные операции В статье 1 Закона № 173-ФЗ дано достаточно широкое определение понятия «валютные операции». Так, в соответствии с п. 9 ст. 1 данного Закона к валютным операциям относятся: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами. Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

43. Валютные операции коммерческих банков Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 77. Валютные операции К валютным операциям относятся операции связанные: 1. – с переходом права собственности на валютные ценности, 2. – с использованием в качестве средства платежа валюты, а также рублей при осуществлении внешнеэкономической деятельности, 3. – с

Из книги Частный капитал в СССР автора Ларин Юрий

10. Валютные операции Нажива от валютных операций - это есть десятый путь накопления частного капитала нелегальными и полулегальными приёмами. Я имею здесь в виду прежде всего:1) спекуляцию на курсе бумажных денег в период большого колебания этого курса, 2) торговлю

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Валютные операции банков Валютные операции могут быть классифицированы по целям: – валютообменные; – спекулятивные (надежда на выгодное изменение курса) и арбитражные (получение прибыли от разницы цен на разных рынках => нет риска). С точки зрения времени и техники

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

Обменные операции и операции досрочного выкупа государственных бумаг Существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных

Из книги Основы организации деятельности коммерческого банка автора Иода Елена Васильевна

6.1. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ СО СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Коммерческие банки осуществляют несколько видов валютных операций со средствами физических лиц: открытие и ведение счетов в иностранной валюте; валютнообменные операции; неторговые операции.

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

6.2. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПОРУЧЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Все операции, осуществляемые коммерческим банком в интересах юридических лиц условно можно разделить на две группы: пассивные и активные.К пассивным операциям относят привлечение депозитов в иностранной валюте и

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

91. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

112. Банковские операции. Пассивные операции Операции коммерческого банка условно делятся на три основные группы:1) пассивные операции (привлечение средств);2) активные операции (размещение средств);3) активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.).Пассивные операции

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

Компромисс между ростом/застоем и между адаптацией/эффективностью В отношениях между маркетингом и производством должен быть найден стратегический компромисс. Две типичные конфликтные ситуации связаны с выбором между ростом и застоем и между адаптацией и

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

109. Валютные операции коммерческих банков В современных условия все большее значение приобретает выполнение банками валютных операций. По своему экономическому содержание они включают себя как активные, так и пассивные операции банков, т. е. относятся к

Из книги 1C: Бухгалтерия 8.0. Практический самоучитель автора Фадеева Елена Анатольевна

Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами)» В целом особенности данного подпроцесса освещены в разделе по процессу «Управление активами».Аудитор должен понимать, что при перемещении ТМЦ (в отличие от ОС) имеет смысл ожидать определенную их утрату.

Из книги автора

Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами), включая операции по разборке и сборке» В зависимости от отрасли перемещения основных средств могут быть как минимальными (например, производство состоит из стационарных технологических линий, конвейерное

Из книги автора

Глава 6. Кассовые операции и операции по расчетному счету Местами хранения денежных средств предприятия являются кассы и расчетные счета. Фактические данные о наличии денежных средств в кассах предприятия и на расчетных банковских счетах учитываются по каждому месту

Резидент это:

  1. Физическое лицо
    1. Гражданин РФ, кроме:
      1. Постоянно проживающего за границей не менее 1 года;
      2. Имеющие вид на жительство иностранного государства;
  • Временно пребывающий за границей не менее 1 года (рабочая/учебная виза – не менее 1 года).
  1. Имеющий вид на жительство РФ.
  2. Юридические лица – на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ.
  3. Филиалы ЮЛ, указанных в пункте 3, за рубежом;
  4. Консульства, дипломатические организации РФ, находящиеся за границей;

Нерезидент это:

  1. Не граждане РФ;
  2. Юридические лица на территории иностранного государства, созданные в соответствии с законодательством этого государства;
  3. Не юридические лица, созданные не по российскому законодательству;
  4. Консульства, дипломатические организации иностранных государств;
  5. Филиалы/представительства межправительственных и межгосударственных организаций;
  6. Филиалы/представительства зарубежных юридических лиц;

Валютные операции:

Валютные операции между резидентами:

  • Покупка резидентом у резидента;
  • Продажа резидентом резиденту валютных ценностей;
  • Валюта как средство платежа;
  • Перевод валюты между резидентами;

Валютные операции между резидентами и нерезидентами:

  • Покупка резидентом у нерезидента/нерезидентом у резидента;
  • Продажа резидентом/нерезидентом нерезиденту/резиденту валютных ценностей;
  • Валюта как средство платежа;

Валютные операции между нерезидентами:

  • Покупка нерезидентом у нерезидента;
  • Продажа нерезидентом нерезиденту валютных ценностей;
  • Валюта как средство платежа;
  • Ввоз и вывоз валюты;
  • Перевод валюты.

Пока действует инструкция по валютным операциям от 2012 года, но с 1 января 2012 года она утрачивает силу. В силу вступит новая инструкция. Информация, представленная в статье, будет базироваться на инструкции, вступающей в силу с 1 января 2018 года. Данная инструкция действуют в отношении резидентов, и нерезидентов, кроме нерезидентов физических лиц.

Правила для резидентов

После зачисления валюты на транзитный счет резидент обязан не позднее 15 рабочих дней предоставить документы в банк.

Перечень документов:

  • Паспорт, иной документ удостоверяющий личность;
  • Свидетельство о регистрации ИП, юридического лица;
  • Подтверждение о постановке на учет в налоговой;
  • Относительно недвижимости – это может быть договор купли-продажи, или иной документ подтверждающий права на него;
  • Подтверждение открытия счета за пределами территории Российской Федерации;
  • Основание проведения валютной операции: договор, соглашение, накладные и пр.;
  • Документы, которые выдает банк (квитанции, выписки);
  • Таможенные документы;
  • Паспорт сделки – совокупность сведений о сторонах валютной операции, указывается конкретный вид валют, сумма операции, процентная ставка (для кредита), график платежей. Паспорт сделки – это комплексный документ из всех других документов, представляющий информацию в сжатом виде;
  • Документы о родстве (свидетельство о браке, свидетельство о рождение и пр.);
  • Вид на жительство иностранного государства (для граждан РФ);
  • Договор факторинга, при его наличии;
  • Подтверждение совершения валютной операции (квитанция, выписка).

Для нерезидентов:

Перечисленное выше, а также:

  • Подтверждение возможности осуществления валютных операций, если такое требование есть в иностранном государстве.

При проведении валютных операций большое значение имеет код вида операции. Список кодов содержится в Приложении 1 к инструкции.

Деньги с транзитного счета могут быть сняты как после предоставления необходимых документов, так и до. Средства могут быть выданы до предоставления вышеуказанных документов при предоставлении банку информации о коде вида операции.

Для выдачи валютных средств резидент подает в банк распоряжение об этом и документы, перечисленные выше.

Когда резидент не должен представлять документы

  1. При предоставлении валюты с согласия резидента;
  2. При взаимодействии с банком, открывшим счет;
  3. При передвижении валюты между счетами резидента;
  4. Вывод средств для выплат пенсий, социальных пособий нерезиденту;
  5. Во время использования валютной платежной карты;
  6. Аккредитив;
  7. При работе с суммой не больше 200 тыс. руб. (в эквиваленте), если резидент представит информацию о коде.

Сроки предоставления информации (информация о коде, документы по валютной операции) для проведения валютной операции

  1. Зачисление иностранной валюты на транзитный счет – одновременно предоставляется вся информация;
  2. Перевод российских рублей – 15 рабочих дней после осуществления операции;
  3. Вывод иностранной валюты со счета в иностранной валюте – одновременно;
  4. Вывод российских рублей со счета в рублях – одновременно.

Правила для нерезидентов

Ситуация: нерезидент открыл счет в российских рублях в российском банке. Для того, чтобы снять эти деньги, нерезидент должен представить в банк информацию о коде.

Не должен предоставлять эту информацию в случае:

  1. При взыскании по законодательству РФ;
  2. Дебетования;
  3. Взаимодействия с банком, открывшим счет;
  4. Перевод между счетами нерезидента;
  5. Использования платежной карты.

Экспортный/импортный/кредитный договор резидента

Резиденту независимо от того какой стороной он будет в договоре (импортер/экспортёр) необходимо ставить договор на учет в уполномоченном банке. Резидент в таком случае обязан проводить все валютные операции именно через этот банк.

Исключения из этого правила:

  • Счет открыт в филиале уполномоченного банка – валютные операции могут проводиться и через головной офис этого банка;
  • Счет от крыт в головном офисе – операции могут проводиться в филиале;

Экспортер предоставляет в банк данные о договоре либо сам договор.

Импортер и сторона-резидент в кредитном договоре обязаны представить в банк сам договор.

Сроки предоставления документов по таким договорам:

  1. При перечислении любой валюты на счет нерезидента – до выдачи распоряжения банку;
  2. При перечислении любой валюты на счет резидента от нерезидента – не позднее 15 рабочих дней после перевода средств;
  3. При перечислении любой валюты на счет резидента от нерезидента, счет открыт в банке-нерезидента – не позднее 30 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 30-дневнй срок пойдет с 1 декабря);

В кредитном договоре не указана точная сумма:

  1. Перевод средств резидентов нерезиденту, либо наоборот (нерезидент-резидент) не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря) для:
    1. Импортного и кредитного договора, сумма должна быть равно или больше 3 миллионов рублей;
    2. Экспортного договору, сумма должна быть равна или больше 6 миллионов;
  2. Исполнение договора – ввоз/вывоз продукции, когда необходимо таможенное декларирование – не позднее передачи таможенных деклараций;
  3. Исполнение договора – ввоз/вывоз продукции, когда не необходимости в таможенном декларировании – не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря);
  4. Исполнение договора – услуги, работы, интеллектуальная деятельность – не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря);
  5. Исполнение обязательств происходит иными способами (не теми, что указаны выше) – не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря).

Снятие договора с учета в банке

Причины снятие договора с учета:

  1. Переход на обслуживание в другой банк, в том числе при переходе в другой филиал или головной офис;
  2. Закрытие счета;
  3. Обязательства исполнены в полной мере;
  4. Одна из сторон воспользовалась уступкой права требования;
  5. Обязательства прекращены/исполнены по иным основаниям;
  6. Договор на учете из-за ошибки.

Заявление на снятие с учета должно содержать:

  1. Номер договора;
  2. Одну из причин снятия с учета со ссылкой на конкретный пункт инструкции;
  3. Информация о лице, на чье имя происходит уступка требования;
  4. Подтверждение уступки требования;
  5. Подтверждение исполнения кредита.

Одно заявление может снимать с учет несколько договоров.

Изменение информации о договорах, поставленных на учет

Субъект подает заявление о внесении изменений в договор в банк, в котором договор состоит на учете.

Заявление на изменение информации должно содержать:

  1. Номер договора;
  2. Документ, являющийся причиной внесения изменений (например, дополнительное соглашения);
  3. Указывается дата визирования, изменяющих документов.

Указанные выше документы подаются в банк после их окончательного утверждения не позднее 15 рабочих дней.

Отношения с банком и субъектом (резидент/нерезидент) – способы взаимодействия по инструкции

Взаимодействие с банком стоится на взаимной договорённости между банком и субъектом (резидентом/нерезидентом).

Документы, предоставляемые в банк должны быть подлинными либо заверенной копией.

Документы могут быть представлены как в электронном виде, так и на бумаге (это согласуется с банком).

Физические лица и ИП, либо их представители сами подписывают документы и проставляют печать.

От юридических лиц подпись и печать ставит лицо, уполномоченное юридическим лицом, должно предоставить в банк соответствующие документы (приказ о назначении, протокол решения общего собрания участников и пр.).

Если документы отправляются в банк в электронном виде, то они должны быть подписаны электронной подписью. Для получения электронной подписи необходимо обратиться в ЭЦП (Единый портал электронной подписи)

Дата получения документов в банке – дата их предоставления.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

Права:

  1. Могут ознакомиться с документами, результатами проверок;
  2. Могут обжаловать действия/бездействия уполномоченных органов;
  3. Могут возместить у государства ущерб, в связи с неправомерными действиями уполномоченных лиц, контролеров.

Обязанности:

  1. Субъекты обязаны давать доступ к документам, необходимым для проведения проверок;
  2. Сохранять документы по валютным операциям в течении 3 лет, вести их учет и отчетность. По информации указанной выше, вы видели, что в банк, необходимо предоставлять все документы, вплоть до квитанций и платежек. Будьте внимательны, не пренебрегайте этим правилам, иначе вы можете стать нарушителем закона;
  3. Субъекты должны исполнять требования уполномоченных органов, контролеров, касающихся выявленных правонарушений;
  4. Резидент должен обеспечить проходимость средств по счетам, обеспечить оформление паспортов сделки.

Репатриация

Репатриация – это процесс возвращения актива, предмета символической ценности добровольно или насильственно его владельцу или месту его происхождения или гражданства. Этот термин может относиться к нечеловеческим субъектам, таким как конвертация иностранной валюты в валюту своей страны, а также к процессу возвращения военнослужащих к месту их происхождения после войны. Это также относится к дипломатическим посланникам, международным должностным лицам, а также эмигрантам и мигрантам в период международного кризиса.

Репатриация валюты происходит, когда иностранная валюта возвращается обратно в валюту страны происхождения. Репатриация также относится к выплате дивидендов зарубежной компанией российской фирме. Прямые иностранные инвестиции не облагаются налогом до тех пор, пока дивиденды не будут выплачены контролирующей материнской компании и, таким образом, будут репатриированы. Доход от прямых иностранных инвестиций облагается налогом только страной, в которой он включен до репатриации. В настоящее время существует сотни миллиардов прямых иностранных инвестиций из-за нежелания репатриировать эти доходы.

Резиденты обязаны обеспечить по отношению к нерезидентам:

  1. Возможность перевода средств со стороны нерезидента резиденту;
  2. Возможность реверсии (возврата) средств, из-за неисполнения договора;

Документы, предоставляемые в банк со стороны резидента:

  1. Информация о периоде получения средств от нерезидента;
  2. Информация о периоде исполнения договора со стороны нерезидента;

Резидент может не использовать счета в банке в случаях:

  1. Если договор заключен на срок более 2 лет с нерезидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ;
  2. Когда нерезидент оплачивает расходы резидента, связанные со строительством, созданием объектом на территории иностранного государства (расходы в иностранном государстве);
  3. При проведении культурно-массовых мероприятий;
  4. Когда происходит зачет требований по отдельным категориям деятельности
  5. Для транспортных компаний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

На сегодняшний день валютные сделки стали достаточно распространены в Российской Федерации. Однако данная тема содержит в себе достаточно нюансов и подводных камней, которые могу не только сорвать важную сделку, но и повлечь предусмотренную законом ответственность.

Кто такие валютные резиденты?

Валютными резидентами можно назвать круг лиц, которые на протяжении года хотя бы один раз посещали территорию РФ после длительного пребывания за границей. К последним можно отнести:

  • подданных РФ;
  • лиц, имеющих ВНЖ в России, а также граждане другой страны или лица, не имеющие подданства;
  • организованные согласно законам РФ юридические лица;
  • обособленные подразделения вышеуказанных юридических лиц, которые находятся в других странах;
  • посольство, консульства, а также иные представительские органы Российской Федерации, находящиеся в иностранных государствах.

Особенности и права валютных резидентов

Валютные резиденты, имеют право совершать вклады в иностранной валюте на свои банковские счета. В случае, если резидент имеет отношение к рынку ценных бумаг и является его участником, то последний может открыть специальный счет – брокерский.

Физическое лицо-резидент имеет право производить перевод денежных средств во время проведения сделок, связанных с иностранной валютой, путем безналичного расчета через российские банковские учреждения. Исключением являются следующие случаи:

  • дарение ценностей в валюте иностранных государств близким родственникам;
  • получение наследства в виде иностранной валюты или путем передачи их через завещание;
  • получение и перевод через российские банковские учреждения ограниченной законом денежной суммы;
  • обмен иностранной валюты через российские банки;
  • внесение платы за покупку товаров, необлагаемых пошлиной, а также перевозок международного характера;
  • перевод и получение через нерезидента ограниченного количества денежных средств в валютном эквиваленте на российскую территорию.

Отдельно стоит выделить права юридических лиц-резидентов, которым разрешено:

  • получение и перевод иностранной валюты со своих банковских вкладов в установленном законодательством порядке;
  • те же действия, связанные с переводом валюты из банков, расположенных на территории другой страны;
  • проведение взаиморасчетов с физическими лицами-нерезидентами РФ в наличной форме за оказание услуг, связанных с транспортировкой на территории РФ, а также вследствие сделок, предполагающих розничную торговлю.

Кто такие валютные нерезиденты

Законодательство РФ характеризует валютного нерезидента следующими признаками:

  • российские подданные, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации более года, в том числе на основании выданного зарубежными странами ВНЖ;
  • подданные РФ, которые находятся на территории другой страны более 365 дней и имеющие рабочую или учебную визу, срок которых составляет минимум 1 год;
  • учреждения, не являющиеся юридичекими лицами и организованные согласно законам других стран;
  • международные организации, включая их филиалы в РФ;
  • другие лица, которых российское законодательство не относит к резидентам.

Важно! Контролирующими органами принято считать валютными нерезидентами лиц, которые более года находились в другой стране, а потом, посетив Россию, автоматически статовятся резидентами.

Особенности и права валютных нерезидентов

Валютным нерезидентом считается лицо, которое не находилось на территории РФ на протяжении 365 дней подряд. Данные лица имеют следующие права:

  • открывать счета в российских банках, как в валюте других стран, так и в национальной валюте России;
  • производить перечисления в банковские учреждения РФ со своих иностранных счетов, как в инвалюте, так и в российских рублях;
  • совершать перечисления средств с зарубежных банковских счетов в банки Российской Федерации.

Что такое валютный контроль?

В связи с тем, что операции с валютой несут в себе достаточно емкий свод инструкций и правил, он подлежит тщательному контролю со стороны соответствующих органов.

Полномочиями осуществления контроля за правомерностью проведения валютных операций наделены следующие органы Российской Федерации:

  • Центральный банк РФ;
  • Федеральные органы исполнительной власти РФ, уполномоченные осуществлять указанный контроль;
  • Агенты валютного контроля. В свою очередь последние могут выступать, как специально уполномоченные на проведения контролирующей деятельности банки РФ, так и профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Корпорация государственного значения «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

Указанные органы осуществляют следующую деятельность, направленную на соблюдение норм действующего валютного законодательства РФ:

  • осуществление правовой оценки деятельности кредитных и некредитных организаций;
  • осуществления надзора за правомерностью деятельности резидентов и нерезидентов в рамках проведения последними валютных операций;
  • координационная деятельность и обеспечения взаимодействия между собой подведомственных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за исполнением валютного законодательства;
  • мониторинг, анализ и передача необходимой информации вышестоящим федеральным органам.

В рамках законодательства указанные выше органы имеют право проводить следующие действия:

  • проводить проверки законности действий резидентов и нерезидентов в части соблюдения валютного законодательства, а также полноты предоставленных последними учетных данных;
  • истребовать документы, связанные с осуществлением валютных операций, а также ведомостей относительно открытия и ведения банковских вкладов;
  • выносить предписания, в которых отражается суть выявленных нарушений и требования по их устранению;
  • применять меры, в частности привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, совершивших выявленные в ходе проверки нарушений.

Операции между резидентами

Российским законодательством предусмотрены ряд операций, которые могут проводить между собой валютные резиденты. А именно операции:

  • проводимые с торговыми точками беспошлинной торговли, а также связанные с торговой деятельностью с пассажирами транспортных средств в процессе следования последними международными рейсами;
  • связанные с заключением и исполнением договоров, заключённых с нерезидентами, о передаче товаров и информации, в том числе на правах интеллектуальной собственности, выполнении работ между комиссионерами и комитентами;
  • относительно заключения и исполнения договоров транспортной экспедиции , перевозки и фрахтовочных услуг, связанных с ввозом и вывозом из России груза;
  • связанные с внешними ценными бумагами (на данные документы должны иметься права в депозитариях);
  • к которым относится оплата командировочных выплат, а также возмещение аванса, который не был израсходован в ходе командировки за пределы Российской Федерации;
  • связанных с исполнением бюджетов РФ, в части переводов и расчетов валюты других стран;
  • относительно обоюдных переводов физических лиц-резидентов денежных средств в валюте иностранного государства из РФ, при условии, если сумма указанной операции не превышает пяти тысяч долларов США за один операционный день через один банк;
  • связанные с обоюдным переводом физических лиц-резидентов зарубежной валюты на территорию России через иностранные банки;
  • связанные с оплатой расходов во время поездок за пределы России лицам, работа которых связана с разъездами или реализуется во время прохождения определенного маршрута;
  • которые имеют отношение к денежным расчетам между компаниями, занимающимися транспортными перевозками и их клиентами – физическими лицами, находящимися за пределами РФ;
  • связанные с денежными переводами иностранной валюты между физическими лицами-резидентами, которые находятся между собой в родственных связях;
  • предполагающие расчеты и другие действия с валютой иностранного государства, связанные с оплатой труда сотрудников дипломатических и консульских учреждений РФ, международных компаний и ее филиалов, а также других представительств, исполнительных органов РФ, находящиеся в других странах;
  • имеющие отношение к клиринговым расчетам;
  • предполагающие оплату труда физическим лицам-резидентам, осуществляющим свою трудовую деятельность на основании трудового договора с предприятием, располагающимся на территории иностранного государства.

Операции между резидентами и нерезидентами

Российские законы довольно лояльно относятся к валютным операциям, проводимым между резидентами и нерезидентами, и практически их не ограничивают. Единственным исключением являются операции, проведение которых может повлечь за собой уменьшение валютного запаса РФ.

До 2007 года ограничений по указанному вопросу существовало значительно больше, однако на сегодняшний день все запреты сводятся лишь к ст. 11 Закона.

Статьей предусмотрено, что покупка или продажа валюты иностранного государства, а также чеков, может производиться только через специально уполномоченные банковские учреждения РФ.

Кроме того, ЦБ РФ установлено достаточно большое количество требований к кредитным организациям, при проведении операций, связанных с куплей или продажей валюты иностранных государств и чеков.

Важно! Не допускается идентификация личности физических лиц при покупке или продаже последними валюты другой страны или чеки с иностранным номиналом. Данная процедура возможна только по личному желанию указанного физического лица.

Операции между нерезидентами

Действующее законодательство разрешает нерезидентам осуществлять между собой следующие операции:

  • переводы денежных средств в иностранной и российской валюте из российских банков в банковских учреждений, находящихся на территории других государств;
  • денежные валютные переводы, проходящие через иностранные банки в банки, находящиеся в России. По такому же принципу проводятся операции связанные с российской валютой;
  • переводы валюты других стран и РФ на территории России, при этом, не открывая счета в банке. Данные денежные переводы нерезиденты могут, как отправлять, так и получать;
  • связанные с реализацией ценных бумаг в России, только в случае соответствия сделки нормам российского антимонопольного законодательства.

Что такое репатриация и ее особенности?

В широком смысле репатриацию можно понимать, как комплекс мер государственного регулирования, направленных на минимизирование оттока финансовых средств из страны и предусматривает два варианта:

  • Резиденты, являющиеся участниками сделок международного характера, осуществляя экспортную деятельность, должны обеспечить и проконтролировать получение на свои счета денежных средств, уплаченных зарубежными партнерами по указанным сделкам. Прибыль от международных контрактов может быть, как в российской валюте, так и в иностранной.
  • Резиденты, которые являются участниками контрактов международного уровня, осуществляя импортную деятельность, должны проконтролировать соответствие внесенных средств за полученный товар его стоимости. Если оплата за товар будет превышать фактическую стоимость продукции – лишнюю часть суммы необходимо будет вернуть в бюджет России.

В каких случаях запрещены валютные операции между резидентами?

Действующее российское законодательство в целом запрещает резидентам проводить операции с иностранной валютой. Данная позиция регламентируется 9 статьей Закона. Единственной возможностью совершать какие-либо действия, связанные с иностранной валютой, является свод исключений, установленных этой же статьей закона.

Есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?

Нормами действующего законодательства РФ не предусмотрены ограничения, которые касаются взаимодействия банковских учреждений и валютных резидентов за исключением некоторых случаев, таких как:

  • отношения, связанные с банковскими кредитами;
  • операции, связанные с внесением или снятием денег в банковских учреждениях;
  • приобретение у банка векселей, а также получение выплат по ним;
  • покупка или продажа валюты других государств и чеков с иностранным номиналом;
  • оплата банковской комиссии;
  • получение гарантий от банковского учреждения.

Резиденты не ограничиваются видом валюты, которой они рассчитываются, при помощи счетов, ранее открытых в банковских учреждениях. Также законом предусмотрена возможность конверсионных операций согласно курсу, ранее оговоренному с банком.

Возможен ли валютный заем между резидентами?

При заключении сделки валютного займа одна сторона обязуется предоставить другой стороне оговоренное количество денежных средств в валюте другого государства при условии возврата указанной суммы в фиксированный срок. Данные займы могут предоставляться, как «под проценты», так и безвозмездно.

Законом запрещено предоставление валютных займов резидентам РФ. Но все же есть и исключения. Например, валютный резидент может получить указанный заем только в том случае, если он будет выдан соответствующим финансовым учреждением в виде кредита путем заключения необходимого соглашения. Таким образом, заем взятый у банковского учреждения, не будет противоречить законодательству.

Заключение

Российское законодательство достаточно скрупулёзно подошло к вопросу регулирования взаимоотношений, связанных с валютными операциями. Но вместе с этим, при должном соблюдении всех указанных норм и правил, резиденты и нерезиденты могут не опасаться за безопасность и правомерность проводимых ими действий с иностранной валютой.

Из этого видео вы узнаете, как нерезиденту стать налоговым резидентом РФ:

Внимание!

В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть! Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать - напишите вопрос в форме ниже:

Согласно ст. 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 7, 8 и 11 настоящего Закона валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Содержащиеся в ст. 6 Закона о валютном регулировании условия введения валютных ограничений на операции между резидентами и нерезидентами фактически устанавливают презумпцию нецелесообразности государственного (административного) регулирования валютных операций. Это означает, что любое административное вмешательство государства, в частности установление рассматриваемых ограничений, в отношении граждан и юридических лиц при владении, пользовании и распоряжении ими валютными ценностями должно быть оправданным, обоснованным и на момент вмешательства уже использованы все имеющиеся экономические меры для регулирования тех или иных общественных отношений в данной области. Более того, как только будут устранены обстоятельства, послужившие причиной введения валютных ограничений, последние должны быть незамедлительно отменены. В этом аспекте положения российского валютного законодательства корреспондируются с разд. 3 (b) ст. VII Устава Международного валютного фонда, который устанавливает, что каждое государство – член МВФ имеет "полномочие... после консультаций с МВФ временно вводить ограничения свободы обменных операций в дефицитных валютах... Государство будет обладать полной юрисдикцией в определении характера таких ограничений, но они не должны быть более ограниченными, чем это необходимо... и будут ослаблены или отменены, как только станет возможно".

В настоящее время при применении ст. 6 Закона о валютном регулировании следует учитывать, что ст. 7 данного Закона утратила силу с 1 июля 2006 г., ст. 8 – с 1 января 2007 г., ч. 3–6 ст. 11, в которых устанавливались валютные ограничения, – с 1 июля 2006 г.

Напомним, что до 1 января 2007 г. валютным законодательством РФ предусматривалось два вида ограничений по валютным операциям между резидентами и нерезидентами:

  • 1) требование об использовании специального счета;
  • 2) требование о резервировании.

Несмотря на установленное в ст. 6 Закона о валютном регулировании общее правило, валютное законодательство содержит отдельные ограничения, налагаемые на валютные операции между резидентами и нерезидентами. В частности:

  • – частью 2 ст. 14 наложен запрет на осуществление юридическими лицами – резидентами валютных операций минуя счета в уполномоченных банках, за исключением ограниченного перечня операций, указанных в ч. 2 ст. 14;
  • – частью 3 ст. 14 наложен запрет на осуществление физическими лицами – резидентами валютных операций минуя счета в уполномоченных банках, за исключением ограниченного перечня операций, указанных в ч. 3 и 4 ст. 14;
  • – частями 5 и 6 ст. 12 наложены ограничения на осуществление резидентами валютных операций через счета, открытые в банках за пределами территории РФ;
  • – статьей 19 установлено требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Расчеты при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами в связи с разным правовым регулированием порядка их осуществления подразделяются на три группы:

  • 1) расчеты через банковские счета;
  • 2) расчеты без открытия счета;
  • 3) расчеты наличными денежными средствами.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции). Данные конституционные предписания не препятствуют законодателю устанавливать (с учетом публично-правового характера валютного регулирования в целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка РФ) специальные правила для участников внешнеэкономической деятельности, направленные на своевременное поступление на территорию РФ иностранной валюты по внешнеторговым договорам, предусматривая за их неисполнение соответствующую ответственность.

Одним из таких правил является требование о репатриации части валютной выручки, установленное специальной главой "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки" Закона о валютном регулировании.

Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст. 21 Закона о валютном регулировании). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Толкование термина "репатриация" в рассматриваемом Законе отсутствует, но смысл его определяется содержанием статей названной главы: речь идет об обязанности резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту и валюту РФ, причитающуюся им по договорам с нерезидентами, а также обеспечивать возврат в Российскую Федерацию денежных средств, переведенных нерезидентам, в случае неисполнения ими своих обязательств по договору.

Таким образом, данный термин обозначает юридическую обязанность резидентов, содержанием которой является направленность на возврат валютных средств в Россию, а именно:

  • – обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или российской валюты, причитающейся им в соответствии с условиями договоров;
  • – обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам в случае неисполнения нерезидентами условий договора (непоставка товаров, невыполнение работ и т.п.).

Содержание обязанности резидента по репатриации сводится именно к обеспечению получения валюты по внешнеторговому контракту. Это требование касается только валюты и не направлено на обеспечение возврата товара, не оплаченного нерезидентом. Иными словами, в соответствии с валютным законодательством резидент должен либо получить оплату по внешнеторговому контракту за переданный товар, результат интеллектуальной деятельности, информацию, выполненную работу или оказанную услугу в пользу нерезидента (получить платеж по экспортному контракту), либо получить от нерезидента валюту в случае неисполнения последним его обязательств по внешнеторговому контракту (вернуть предоплату по импортному контракту). Причем речь идет о любой валюте, т.е. как об иностранной валюте, так и о валюте РФ.

Механизм резервирования заключается в следующем: субъект резервирования вносит на счет в уполномоченном банке сумму, которая затем в аналогичном порядке перерезервиру- ется в Банк России. Данное условие предусмотрено законодателем в целях минимизации рисков участников внешнеэкономических отношений в случае отзыва лицензии, ликвидации кредитной организации.

В целом схема резервирования скопирована с порядка формирования и депонирования Фонда обязательных резервов кредитных организаций, установленного Банком России.

Положения валютного законодательства о репатриации части валютной выручки были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал их соответствующими Конституции (см. определения Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 № 486-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “Орлэкс” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; от 19.05.2009 № 572-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Контактор” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Требование о репатриации должно создавать эффективный механизм притока иностранной валюты в страну, но не ограничение на использование иностранной валюты резидентами за рубежом. Требование о репатриации с точки зрения концепции реализации государством валютного (денежного) суверенитета, а точнее, обязанности по обеспечению стабильного функционирования созданного им законного платежного средства (национальной валюты) призвано обеспечить национальную экономику международной ликвидностью, прежде всего денежными средствами иностранных государств (иностранной валютой), с которыми имеются наиболее активные внешнеэкономические связи.

Говоря о резервировании, необходимо отметить, что ряд государств, в частности Чили, имеют опыт применения этой меры валютного регулирования как средства укрепления своей денежно-кредитной политики. Однако, как показывает мировая практика, оно действенно только в тех случаях, когда установлены жесткие банковское регулирование и надзор за возможными рисками. Необходимость сохранения в валютном законодательстве РФ требования о репатриации валютной выручки обоснована тем, что оно является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников внешнеэкономической деятельности. В условиях недостаточной устойчивости и надежности российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках, что приведет к уменьшению международных активов российской банковской системы и негативным образом скажется на ее ликвидности. Освобождение резидентов от обязанности репатриировать валютную выручку может устанавливаться только законом.

Таким образом, Банк России определяет конечную цель резервирования как понижение ликвидности рынка, средство борьбы с инфляцией и предотвращения оттока капитала из страны.

Закон о валютном регулировании содержит закрытый перечень случаев, когда резиденты имеют право не зачислять иностранную валюту и валюту РФ на счета в уполномоченных банках: 1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

  • 2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • 3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;
  • 4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты. Например, для применения данного правила о зачете встречных требований надо, чтобы резидент и нерезидент являлись транспортными организациями или чтобы и тот и другой осуществляли рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ. Зачет должен осуществляться с соблюдением условий ст. 410–412 ГК. В частности, требования должны быть однородными, причем не только по предмету требований, но и по основаниям возникновения. Например, требование об уплате авансового платежа не может быть зачтено против требования об оплате уже оказанных услуг (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.12.2001 № 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований");
  • 5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • 6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций – резидентов в банках за пределами территории РФ – в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

На основе анализа валютного законодательства можно выделить следующие основные принципы резервирования: во-первых, резервирование всегда осуществляется в рублях; во-вторых, оно всегда беспроцентное; в-третьих, любое резервирование требует немедленного перерезервирования в Банке России (таким образом, происходит полное изъятие ликвидности из уполномоченных банков); в-четвертых, оно всегда конечно по сроку (по окончании срока сумма резервирования возвращается независимо от того, были ли исполнены обязательства контрагентом).

Резервирование – это беспроцентное денежное требование, т.е. резиденты и нерезиденты должны внести определенную сумму резервирования на беспроцентный депозит в уполномоченный банк. Валюта РФ (на основании п. 1 ст. 140 ГК вносится только законное средство платежа на территории РФ – рубль), внесенная в качестве резервирования, подлежит безусловному возврату в случае надлежащего исполнения контрагентом контрактных обязательств либо при истечении срока резервирования. Кроме этого, сумма резервирования не может быть изъята уполномоченным банком даже в качестве меры взыскания, применяемой к клиенту.

Тем самым, юридический смысл репатриации заключается в том, что, если российская организация перечисляет валюту иностранной фирме, она должна получить от нее товары, работы или услуги на перечисленную сумму либо вернуть деньги. Если же отечественная фирма экспортирует товары, работы или услуги, то она обязана обеспечить их полную оплату.

Контроль за соблюдением российскими резидентами названных правил осуществляют агенты валютного контроля – уполномоченные банки и таможенные органы.

Обязанность резидентов РФ по зачислению выручки на счета в уполномоченных банках установлена в отношении договоров, связанных с их внешнеторговой деятельностью. Определение понятия внешнеторговой деятельности содержится в Законе об основах регулирования ВТД (ч. 4, 7, 28 ст. 2). Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о валютном регулировании институты, понятия и термины различных отраслей российского законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Законом.

В Законе об основах регулирования ВТД установлено, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров), услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

К внешней торговле относятся импорт и экспорт товаров, передача исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу и наоборот.

Отметим, что в Законе об основах регулирования ВТД под российским лицом подразумевается:

  • – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ;
  • – физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ. Российское физическое лицо должно являться гражданином РФ или иметь право постоянного проживания в ней либо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя согласно российскому законодательству.

Все остальные лица считаются иностранными.

Внешняя торговля услугами – это оказание услуг (выполнение работ), включающее производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в ст. 33 Закона об основах регулирования ВТД. К таким способам, в частности, относится оказание услуг (выполнение работ) на территории РФ иностранному заказчику или на территории иностранного государства российскому заказчику услуг.

Из анализа ст. 2, 33 названного Закона следует, что к внешнеторговым договорам не относится договор поставки товаров, заключенный между резидентом РФ и нерезидентом, если не происходит импорта или экспорта товаров. В то же время договор оказания услуг (выполнения работ), заключенный между российским и иностранным лицом, считается внешнеторговым даже в том случае, если услуги оказываются на территории РФ.

Таким образом, для квалификации сделки в качестве внешнеторговой определяющим является факт пересечения продаваемыми (поставляемыми) товарами таможенной границы РФ, т.е. экспорт и (или) импорт товаров. В случае если пересечение таможенной границы контрактом не предусмотрено и товары "потребляются" нерезидентом на территории РФ, требование о репатриации резидентом выручки по такому договору или возврата аванса за непоставленные товары, согласно ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, неприменимо.

Внешнеторговыми являются также договоры, общая сумма которых превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения, на выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них). Резидент Российской Федерации при заключении договора на оказание услуг (выполнение работ), передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности с имеющим аккредитацию и находящимся на территории РФ обособленным подразделением иностранного юридического лица, даже при осуществлении расчетов по договору в рублях, становится участником правоотношений, подпадающих под валютное регулирование и контроль.

Как показывает анализ практики арбитражных судов, заключение контракта на сумму менее 5 тыс. долл. США и неоформление паспорта сделки не влияют на то, что валютные операции должны осуществляться только с использованием банковских счетов (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2007 по делу № А65-16713/2007; постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.01.2007 по делу № А74-2860/06).

Согласно ст. 39 Закона об основах регулирования ВТД внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеэкономическими договорами, обеспечить поступление на свои счета в уполномоченных банках выручки по указанным договорам.

В платежных условиях экспортных контрактов в зависимости от коммерческих интересов участвующих сторон может быть предусмотрено использование различных форм международных расчетов: банковский перевод (авансовый платеж или оплата после поставки товара), документарное инкассо или документарный аккредитив.

Таким образом, обязанность по репатриации выручки установлена для резидентов РФ по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства.

Законодателем предусмотрена ситуация, когда в период резервирования происходит ликвидация или реорганизация банка, на счет в котором была внесена сумма резервирования, а также отзыв у него лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае Банк России в целях обеспечения возврата суммы резервирования осуществляет до истечения срока резервирования операции с размещенной суммой резервирования, необходимые для перевода со счета указанного уполномоченного банка на счет другого уполномоченного банка, указываемого лицом, внесшим сумму резервирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о валютном регулировании при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами необходимо оформлять паспорт сделки. Порядок оформления паспорта сделки определен в разд. II инструкции № 138-И.

Паспорт сделки оформляется резидентами Российской Федерации (юридическими лицами или физическими лицами – индивидуальными предпринимателями), в случае если общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. Если общая сумма контракта не превышает суммы, эквивалентной 5 тыс. долл. США с учетом вносимых в контракт изменений и дополнений, паспорт сделки не составляется. Данная сумма пересчитывается в рубли по курсу, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Резидент обязан оформить паспорт сделки не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по нему. Например, работы по внешнеэкономическому контракту выполнены раньше, чем произведена оплата. В подобной ситуации последним сроком оформления паспорта сделки считается день подписания акта выполненных работ. В том случае, когда условиями экспортного договора предусмотрены расчеты в форме аккредитива, уполномоченные банки во избежание подобных случаев рекомендуют резидентам-экспортерам оформлять паспорт сделки до даты авизования аккредитива иностранным банком – эмитентом в пользу бенефициара (экспортера) через российский уполномоченный банк.

По каждому экспортному договору оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке, в котором находится на банковском обслуживании резидент Российской Федерации – экспортер. Если резидент Российской Федерации осуществляет зачисление валютной выручки за экспорт товаров по договору на свой счет, открытый в иностранном банке в разрешенных законодательством случаях (например, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании), паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента. При этом территориальное учреждение Банка России выполняет функции банка паспорта сделки. При частичном зачислении валютной выручки на счет в уполномоченном банке, частичном – на счет в иностранном банке банком паспорта сделки выступает уполномоченный банк, в который частично зачисляется выручка за экспорт товаров.

Резидент обязан представлять лист 2 паспорта сделки, оформленный по договорам, в соответствии с которыми осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ (экспорт) или ввоз товаров на таможенную территорию РФ (импорт). Раздел 6 листа 2 паспорта сделки заполняется резидентом путем включения в него информации о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в договоре. По экспортному договору указывается срок от даты выпуска товаров таможенными органами на экспорт до даты зачисления средств от нерезидента на банковский счет экспортера (оплата по факту экспорта товара, в том числе отсрочка платежа) или фиксируется случай предоставления нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде предварительной оплаты товаров (оплата до даты фактического экспорта товара, т.е. авансовый платеж). Сроки поступления выручки могут фиксироваться в календарных днях, если такой расчет возможен согласно условиям договора, и рассчитываются резидентом самостоятельно исходя из условий договора. Лист 2 представляется резидентом только по паспорту сделки, оформленному на основе договоров, связанных с экспортом-импортом товаров, и подписывается резидентом по аналогии с листом 1 паспорта сделки (подписью уполномоченного лица резидента), а также заверяется печатью резидента (при ее наличии). Лист 2 паспорта сделки не подписывается уполномоченным банком. Вместе с тем, учитывая, что названный документ является неотъемлемой частью паспорта сделки, банк вправе отказать резиденту в подписании паспорта сделки в случае несоответствия данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в листе 2 паспорта сделки.

Если внешнеторговый контракт содержит условия, предусматривающие как вывоз товаров с таможенной территории РФ, так и ввоз товаров на таможенную территорию РФ, резидент должен оформить один паспорт сделки в одном уполномоченном банке. При этом он самостоятельно определяет свой статус стороны по договору (экспортер или импортер), исходя из чего проставляет код вида договора.

Учет валютных операций по паспорту сделки по экспорту товаров осуществляется банком в ведомости банковского контроля по паспортам сделок на основании информации, указываемой резидентом в справке о валютных операциях.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлен Положением № 258-П. В частности, документы (в виде копий, заверенных резидентом в порядке, согласованном с банком), подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, представляются резидентом при справке о подтверждающих документах. В соответствии с п. 2.4 данного Положения резидент представляет в банк документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, со справкой о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ.

В качестве документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории РФ, могут использоваться документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории РФ, например грузовая таможенная декларация с отметкой таможни о дате фактического вывоза товара или грузовая таможенная декларация с датой, указанной в штампе "Выпуск разрешен". При наличии в грузовой таможенной декларации отметки пограничной таможни о дате фактического вывоза товаров резидент вправе поставить в справке о подтверждающих документах дату фактического вывоза товаров на основании указанного выше подтверждения пограничной таможни. При отсутствии в грузовой таможенной декларации указанной отметки о дате фактического вывоза товаров в качестве даты вывоза товаров может быть указана дата, проставленная в штампе "Выпуск разрешен".

В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в банк справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в уполномоченный банк справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.

При заполнении паспорта сделки резидент обязан проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату исходя из условий контракта). Также в паспорт сделки резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов за экспорт товаров, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).

В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в уполномоченный банк справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в банк справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.

При заполнении паспорта сделки резидент обязан проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату исходя из условий контракта). Кроме названных данных резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).

В случае непредставления документов в банк в определенные законодательством сроки поступившая валюта останется на транзитном счете и резидент не сможет ею воспользоваться, пока не оформит необходимые документы. Кроме того, об этом нарушении уполномоченный банк обязан сообщить в Банк России (ч. 9 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

Ответственность резидента за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов услуги, работы, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП.

В случае невозможности по каким-либо причинам получить в контрактные сроки выручку, причитающуюся по условиям договора за поставленный товар, резидент должен оформить с нерезидентом дополнение к договору о продлении срока поступления причитающейся выручки. Конечно, это не означает, что контрагент может совсем не исполнять свои контрактные обязательства, ведь у любого контракта существует срок начала и окончания действия контракта, и при отсутствии иного соглашения сторон срок окончания действия контракта будет считаться и сроком репатриации. Дополнение должно быть подписано в дату, предшествующую сроку получения выручки, установленному в основном договоре. После подписания дополнения экспортеру необходимо переоформить паспорт сделки в связи с изменением срока выполнения обязательств по договору и срока получения выручки. Необходимо учитывать, что КоАП содержит ответственность резидента за неполучение выручки в контрактный срок. Таким образом, даже при ее фактическом зачислении в пользу экспортера с нарушением контрактного срока ответственность экспортера формально возникает.

При наличии во внешнеторговом договоре условия об отнесении банковских расходов и комиссий на счет резидента-экспортера зачисление в его пользу выручки в меньшей сумме за минусом таких комиссий и расходов не будет являться нарушением валютного законодательства РФ.

По каждой операции, связанной с исполнением внешнеторгового договора, резидент должен отчитываться перед тем банком, в котором был оформлен паспорт сделки.

Клиенты - нерезиденты РФ осуществляют переводы в иностранной валюте без ограничений.

Требования к резидентам РФ

Валютному контролю подлежат переводы резидентов РФ в иностранной валюте, а также переводы в рублях РФ с участием нерезидентов РФ.

В соответствии с валютным законодательством:

  • переводы резидента РФ при осуществлении платежа в пользу нерезидента РФ как в рублях, так и в иностранной валюте осуществляются без ограничений;
  • переводы в иностранной валюте между резидентами РФ запрещены, за исключением операций, перечисленных в статье 9, части 6 ст. 12, части 3 ст. 14 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , в том числе между близкими родственниками ().
  • переводы резидента РФ из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, не могут превышать эквивалент 5000 долларов США по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента РФ в один операционный день.

При оформлении расчетного документа отсутствие в поле «назначение платежа» информации, позволяющей определить экономический смысл валютной операции, и/или документов и информации, а также ссылки на эти документы в расчетном документе является основанием для отказа в осуществлении валютной операции. При осуществлении перевода за третье лицо в поле «Назначение платежа», кроме иной информации, должно быть указано ФИО лица, за которое осуществляется перевод.

Требование о предоставлении обосновывающих документов распространяется на осуществление валютных операций, связанных с переводами:

  • в пользу юридических лиц - нерезидентов РФ на сумму, равную или превышающую в рублевом эквиваленте 600 000 рублей на дату платежа;

    При расчетах с нерезидентами РФ - юридическими лицами на сумму, равную или превышающую в рублевом эквиваленте 600 000 рублей на дату платежа, необходимо предоставление документов-оснований для перевода. Такими документами могут быть:
    договоры (контракты);
    инвойсы (счета, счета-фактуры и т. д);
    переписка с плательщиком по e-mail или на бумажных носителях;
    иные документы, предусмотренные в статье 23 Федерального закона № 173-ФЗ, на основании которых осуществляется валютная операция.

  • в пользу физических лиц - нерезидентов РФ на сумму, превышающую эквивалент 5000 долларов США по курсу Банка России на дату платежа;

    При расчетах с нерезидентами РФ - физическими лицами на сумму, превышающую в эквиваленте 5000 долларов США на дату платежа, необходимо предоставить информацию о подтверждении валютно-учетного статуса получателя (нерезидент РФ) средств и содержании операции. Информация может быть предоставлена в любой форме, в том числе указана в поле «назначение платежа» представленного расчетного документа (например «Материальная помощь нерезиденту РФ»).

  • в пользу физических лиц - резидентов РФ, являющихся супругами или близкими родственниками клиента, на счета этих лиц, открытые в банках, расположенных на территории РФ, - независимо от суммы перевода;
    Список необходимых документов смотрите в следующем пункте.

  • в пользу физических лиц - резидентов РФ, являющихся супругами или близкими родственниками клиента, на счета этих лиц, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, если сумма перевода превышает эквивалент 5000 долларов США по курсу Банка России на дату платежа;

    При расчетах между супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии - родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными могут быть предоставлены следующие документы, подтверждающие родство:
    выданные органами записи актов гражданского состояния свидетельства (о браке, о рождении и др.);
    решения суда;
    документы, удостоверяющие личность, в которых есть записи о детях, супругах;
    иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
    Указание Банка России от 20.07.2007 г. № 1868-У «О предоставлении физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций»